Время равенства: как часы теряют гендерную принадлежность
"Мы никогда не думаем – вот коллекция для женщин, а вот для мужчин. Скорее мы рассматриваем маскулинность как строгость форм, чистоту линий, тщательность проработки деталей. Это о ценностях, а не клиентах", – объясняет Мари-Лор Серед, креативный директор часового направления Cartier, пока показывает новую коллекцию часов с корпусом в форме бочонка Prive.
Их в компании считают маскулинными, но вполне предполагают, что самые некрупные модели Tonneau Cartier могут приглянуться поклонницам брючных двоек. Такая трактовка гендера в часах кажется самой приближенной к современности. Мужские или женские – разделение в часах все больше кажется уходящим этикетом. Современная повестка – свобода выбора: как гендера, так и механического аксессуара.
Вопрос свободы все еще определяется размером. На фоне ретро-тренда микро-корпус на мужской руке больше не кажется анахронизмом начала ХХ века. Образы картинных бонвианов и наследников больших состояний, которые носили "Сантосы" Cartier или "Реверсо" Jaeger-LeCoultre, – хороший пример для подражания. Современные любители механики брутальную романтику в стиле 90-х сменили на более уместный современности минимализм. Всплеск внимания к изящным размерам связывают с ростом азиатского рынка, для которого европейский средний корпус оказывается большим – так что регулярные мужские линейки пополняются моделями с корпусом в 36 мм. Такие часы идут и женскому запястью.
Универсальные модели классической элегантности легко представить на нем и на ней. К примеру, из новой коллекции Audemars Piguet Code 11.59 в круглом корпусе 42 мм (на выставке SIHH в модели с турбийоном заметили председателя совета директоров компании Жасмин Одемар), обновленной линейке Star Legacy Montblanc в стальном корпусе 39 или 42 мм и ремешком оттенка вечернего неба Sfumato, а также Baume & Mercier Clifton Baumatic с 38-мм корпусом из розового золота.
"Линия между мужскими и женскими часами размывается. Мы видим интерес женщин к часам, которые ранее считались традиционно мужскими, в то время как мужская аудитория готова к часам с бриллиантами", – считает сопрезидент компании Chopard Карл-Фридрих Шойфеле, чью линейку Classic охотно носят мужчины и женщины.
Оригинальное дизайнерское или декоративное решение – гарантия оценки часов вне гендерных систем координат. Новую коллекцию Galop d’Hermes в самой компании называют "свободной от какого-либо формализма". Ее автор интерьерный и предметный дизайнер Ани Арчибонг вдохновлялся формой седла и идеей движения (галопа!) – так что новинка обтекаемой формы, не сводимой к классической "подушке" или кругу, кажется прекрасным дизайнерским объектом, которому не придет в голову приписать гендерную окраску – как, к примеру, стулу или лаконичной вазе.
Прямоугольные с переворачивающимся корпусом Reverso Jaeger-LeCoultre – одно из самых гениальных часовых изобретений эпохи ар-деко. Простые без декоративных затей модели давно стали вне-гендерными. Часы с эмалевыми росписями (как в коллекции-посвящении этого года с миниатюрами Альфонса Мухи на одном из циферблатов), цвет или бриллианты, впрочем, больше не являются маркером пола, а скорее рассчитаны на ценителей metier d'art.
Новая серия Les Cabinotiers выполненных в единичном экземпляре марки Vacheron Constantin называется Mecaniques Sauvages и посвящена миру диких животных. На циферблате часов с 42-мм корпусом указатели времени и даты смещены от центра: все внимание – на изображения тигра или панды, выполненные в технике маркетри по дереву (для одной модели могли использовать до 20 видов дерева) или рельефной гравировки (занимает до 300 часов). На женском запястье выглядят немного крупновато, но размер компенсируют смыслы, которые убедительно транслируют эти часы с любого запястья.
Текст: Татьяна Соловей