И вашим, и нашим: как мир часов становится гендерно-нейтральным
Разделение часов на женские и мужские все больше кажется этикетной формальностью. В часовой отрасли – самой консервативной части бизнеса роскоши – устанавливаются новые правила гендерно-нейтрального тона. Сложная механика и дизайн в этом процессе играют основную роль. "Среди покупателей часов на сайте mrporter.com есть и женщины", – рассказывал на выставке часового искусства SIHH в Женеве Тоби Бетман, управляющий этого fashion-ретейла мужских брендов.
Макс Босснер, основатель независимой швейцарской часовой лаборатории MB&F, свои часы называет дорогими игрушками и приравнивает к машинам. На протяжении 12 лет работы его компания выпускала модели только для мужчин, хотя, по словам Макса, в клубе любителей марки есть две женщины, коллекционирующие MB&F.
До создания собственных авангардных "машин" Босснер работал в Harry Winston, где запустил успешную серию авторских Opus. Он не раз заявлял, что делает часы для себя. Сегодня один из самых смелых часовщиков отрасли обратил внимание на других и ответил растущему рынку женской механики в своем стиле. В часах для тонкого запястья Legacy Machine FlyingT с корпусом 38,5 мм Босснер воплотил то, что ценит в женщинах: смесь динамики и элегантности.
Под высоким сапфировым куполом спрятан сложный механизм, в центре которого – парящий турбийон, увенчанный бриллиантом. Циферблат расположен под наклоном в 50°, так что время может видеть только обладательница часов. В этом угадывается стиль секретных женских моделей, которые были популярны в начале ХХ века. Проверять время на публике считалось недопустимым, поэтому часовщики располагали циферблат так, чтобы хозяйка могла это сделать незаметно для окружающих, – как в случае с представленными в 1935 году часами-браслетом Cadenas марки Van Cleef & Arpels c наклонным циферблатом.
Как и во всякой роскошной женской вещи, обратная сторона Legacy Machine FlyingT не оставлена без внимания. Уважающий себя дизайнер не забывает сделать интересной спинку жакета или платья – так и Макс Босснер на тыльной стороне часов расположил ротор автоматического завода, выполненный в форме рельефного солнца. Одна из версий выпущена с циферблатом, полностью покрытым бриллиантовым паважем.
Бриллианты на безеле (а лучше и на циферблате) – исторически проверенный способ превратить мужскую модель часов в женскую. Впрочем, не все в индустрии согласны с таким определением гендерных ролей. Jacob & Co. делает потрясающе сложные и брутальные мужские часы, щедро украшенные драгоценными камнями. Такова серия скелетонизированных астрономических часов с открытым механизмом, чей циферблат устлан багетными сапфирами, изумрудами, бриллиантами или рубинами. Мужские они во многом благодаря корпусу в 50 мм, который непомерно велик даже самым радикальным любительницам больших часов.
Новая линейка Bonbon от Richard Mille – идеальный пример. В скелетонизированном бочкообразном корпусе внимание привлекают не только ажурные мосты механизма, но и эмалевые маршмеллоу, леденцы и фрукты. Трудоемкие в производстве (над пастельными оттенками эмали работали полтора года), начиненные инновационными механизмами часы с внушительным ценником (от 120 000 до 160 000 долларов) напоминают об ассортименте лавки со сладостями и подчеркивают умение своего обладателя игнорировать существующие нормы. Такое чувство юмора не имеет пола.
"Универсальным солдатом" кажутся и скелетонизированные "часы бойфренда" Chanel. Впервые представленные в 2015-м, в 2018 году они получили механизм Calibre 3. Calibre 1 предназначался мужским часам; Calibre 2 с открытым рисунком мостов в виде камелии – женским. На создание сердца Boy-Friend Calibre 3 ушло три года. По словам создателей, в дизайне открытого калибра им было важно достичь гендерного баланса мужских четких и женских округлых линий.
"Мы никогда не думаем: вот коллекция для женщин, а вот для мужчин. Скорее, мы рассматриваем маскулинность как строгость форм, чистоту линий, тщательность проработки деталей. Это о ценностях, а не о клиентах", – озвучивает гендерную повестку Мари-Лор Серед, креативный директор часового направления Cartier. Модели квадратных Santos и бочкообразных Privé вполне органичны на женском запястье – благодаря размеру и строгости линий, столь ценимой современными поклонницами минимализма.
Текст: Татьяна Соловей