Блестящее будущее: что будет с ювелирными украшениями после COVID-19
Ювелирный рынок сейчас переживает интересные времена – с одной стороны карантин заставил многих посмотреть на украшения как на надежную инвестицию, а с другой, прямо сейчас видоизменяет индустрию изнутри. Что происходит здесь сейчас для vogue.ua разбиралась Анастасия Яворская, основательница марки One2Three Jewelry.
Ни для кого не секрет, что пандемия COVID-19 как мрачная женщина с косой выкосила тысячи бизнесов. И дело совсем не в том, что предприятия были неуспешными, а "корона" стала "санитаром леса". Совсем нет. Просто еще несколько месяцев назад невозможно было представить, что жизнь остановится и большая часть человечества будет сидеть по домам, наряжаясь для выхода в столовую, как на званый вечер. Новая и самая масштабная пандемия пощадила лишь несколько категорий бизнеса и речь не про бриллианты. Один из самых сильных ударов пришелся как раз на сектор роскошных изделий, люксовой одежды и ювелирных украшений.

Конечно, есть отличный пример с торгами на Sotheby's и других аукционах. 27 марта в Sotheby's объявили, что его онлайн-аукцион ювелирных изделий обошелся в 739 375 долларов, превысив прогнозируемый объем продаж, при этом процент продаж составил 97%. Легендарный браслет Cartier Tutti Frutti (1930 г.) был продан 28 апреля при эстимейте в 600,000 – 800,000 USD за 1 340 000 USD. Но здесь идет речь скорее об уже созданных единичных предметах роскоши, за которыми охотятся коллекционеры.

Если смотреть последний отчет Bain & Company, продажи предметов роскоши по всему миру в первом квартале 2020 года сократятся на 25-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уже сейчас понятно, что отрасль по производству изделий роскоши и ювелирных украшений потеряет даже больше, чем в кризис 2008 года. Согласно исследованию Boston Consulting Group, около половины потребителей в США и Европе планируют сократить свои расходы на предметы роскоши в ближайшие полгода. Ожидается также, что продажи в 2020 году сократятся на 25-35%, а прибыль – на 40-45%. К сожалению, ювелирные бренды также находятся в этой зоне. В этом году также были отменены самые крупные выставки часов, такие как Базельская часовая ярмарка, Женевский салон высокого часового искусства (SIHH) и Swatch Group Time to Move, что не могло не сказаться на часовом сегменте.

Многие ювелирные бренды вынуждены сокращать производство. Так, например, руководство легендарного итальянского ювелирного дома Bulgari, которое поддерживало борьбу с вирусом, через внушительное пожертвование больнице Спалланцани в Риме, уже приостановило производство кожи в Италии. Также была временно закрыта часовая мастерская в Швейцарии и приостановлена работа над коллекцией Высокого ювелирного искусства, к ней планируют вернуться в начале лета, как только это станет безопасно для сотрудников.
Конечно, есть тенденция перехода покупателей в онлайн и это может быть отличным выходом для небольших брендов, чья работа рассчитана на схему "покупатель заплатил – бренд произвел". Но для крупных Домов с офлайн-магазинами, крупным производством и большим количеством персонала, онлайн-продажи не станут полноценным спасательным жилетом. К тому же отношения больших и маленьких брендов с мультибрендовыми ретейлерами, при которых последние берут ювелирные изделия на консигнацию, то есть фактически "замораживают" определенное количество украшений до того момента пока покупатель не рассчитается, могут потерпеть крушение.

Цены на золото снижаться не будут, скорее наоборот. 2 апреля 2020 стоимость этого драгоценного металла была 1 602 USD за унцию против 1474 USD в ноябре 2019 года. И это хороший аргумент для покупателей ювелирных изделий, которые, конечно, никуда не исчезнут. Так как дни рождения и свадьбы никто не отменял, пусть и проходят они в не очень привычном формате. К тому же в этой ситуации в выгодной позиции оказались бренды, которые строили продажи на постоянном присутствии в Интернете и меньше зависели от физического присутствия в офлайн-магазинах. Также меньше пострадали ювелирные дизайнеры, у которых нет необходимости держать большой сток изделий и есть возможность изготавливать украшения сразу после оплаты. К слову, последние годы много говорилось об устойчивом развитии, но именно вирус сделал за несколько месяцев то, к чему люди лениво двигались долгие годы. Схема "продал-произвел" куда выгоднее для природы, чем схема "произвел-продал-или не продал". И скорее всего в кризисный период такой метод работы плюс продажи через интернет поможет уберечь некоторое количество ювелирных брендов. Как уверены эксперты рост обязательно начнется, как только люди снова обретут уверенность в завтрашнем дне.