КУПИТИ КВИТКИ

Журнал: драматург Наталья Ворожбит

В марте в одном из киевских театров выходит документальный спектакль "Щоденники Майдану", над которым работала Наталья Ворожбит с группой единомышленников. Перед его премьерой с самым известным современным драматургом Украины встретилась Валентина Клименко



Жилет из кожи теленка, Vionnet; брюки из шелка, Litkovskaya pleasure; ожерелья из металла, Alexander Terekhov


В прошлом году Наталья Ворожбит впервые снялась в кино –?сыграла княжну Репнину в четырехсерийном телефильме Александра Денисенко о Тарасе Шевченко. И дождалась постановки своей пьесы "Квітка Будяк" на сцене театра имени Ивана Франко. В этом –?собирается самостоятельно поставить спектакль или снять кино. Во-первых, потому что ей надоело писать пьесы, а во?вторых, потому что все ее друзья-коллеги по "Новой драме", фестивалю молодой драматургии "Любимовка" и Театру.doc уже это сделали.

"Я могу приступить к постановке в любое время,? –?говорит Ворожбит, запивая эклер чаем с имбирем в кондитерской "Волконский".?–?Директор московского Театра.doc Елена Гремина говорит мне: "Когда созреешь, когда захочешь, приезжай и ставь спектакль, мы найдем деньги". И по поводу короткометражки тоже знаю, к кому обратиться и в Киеве, и в Москве,? –?не хватает только волевого решения начать этот процесс. Жду сигнал из космоса, прикрывая этим свой страх и неуверенность перед новым делом".

В современной драматургии Наталья Ворожбит –?громкое имя. За пределами Украины. Как драматург она сформировалась в Москве –?окончила литинститут, вписалась в струю жесткого социального направления "Новая драма", возникшего в России в конце 1990-х. Поварилась в вербатимах и семинарах лондонского театра Royal Court. Ее пьесы "Галка Моталко", "Демоны", "Вий" ставили и в российской столице, и на периферии; четыре спектакля выпустили в Великобритании. В Москве Наталья познакомилась со своим мужем (уже бывшим) –?тоже драматургом, и тоже киевлянином Максимом Курочкиным, который проснулся знаменитым после премьеры спектакля Олега Меньшикова "Кухня" по его пьесе.

После 10 лет, проведенных в Москве, в 2004 году Ворожбит вернулась в Киев. И оказалась в профессиональном вакууме. В "курортном", как она выражается, Киеве с "чересчур благодарной" театральной публикой Натальины пьесы не брали. Даже пьеса "Зернохранилище" об украинском Голодоморе, которую поставил Королевский Шекспировский театр, здесь никого не заинтересовала.

Два с половиной года Ворожбит работала главным редактором на продакшене СТБ. "Сериалы хорошо кормят, но я поняла, что время идет и тратить его только на зарабатывание денег я не имею права. Нужно остановиться, переосмыслить то, что происходит вокруг, и написать если не нетленку, то хотя бы попытку нетленки. А не грызть себя каждый день, занимаясь тем, что ты не любишь и во что не веришь".

Ее пьесы – жесткие и реалистичные, как и полнометражное кино режиссера Рената Давлетьярова "Стальная бабочка" по сценарию Натальи, основанному на реальных событиях. И есть сериалы. Но один сериал –?о детском мире –?Наталья сделала без компромиссов с форматами: знаменитая "Школа" (2010) режиссера Валерии Гай Германики на Первом канале взорвала российское телепространство непривычной честностью. "Школа" тоже сделана в стилистике "Новой драмы" –?реальность без вранья. А правда обычно пугает.

Наталья говорит, что в пьесах "Новой драмы" всегда присутствует автобиографичность.

–?И вы учились в спортивном интернате, как героиня "Галки Моталко"?

–?Да.

–?И вас тоже выгнали, как Галку?

–?Да, я была плохой девочкой. Спортсменкой все равно не стала бы (плохо бегала), а в спортинтернат меня мама устроила по знакомству: дома были проблемы с отчимом. Из детского дома и спортинтерната выбрали последний: там условия были лучше. В общем, с 13 до 17 лет у меня был сложный период в жизни. Так совпало, что среди "новых драматургов" было много людей, которые нигде не учились писать. Из промышленных городков приехали талантливые ребята с интересными судьбами, которым было что сказать: у них накипело. Я уверена, что у детей из благополучных семей нет шансов стать хорошими драматургами, потому что для этого нужно что-то пережить и иметь некую судьбу.

"Демонов" Наталья списывала со своей родственницы, а историю их семьи во время Голодомора для пьесы "Зернохранилище" ей рассказала бабушка. И когда на заказ американского Public Theater драматурги из России, Украины и Беларуси должны были написать пьесу об эмигрантской жизни на Брайтон-Бич, ничего автобиографичного у Ворожбит не нашлось . 



"Девочка и старуха" на сцене Александринского театра, Санкт-Петербург


"Новая драма" – театр про наше время. И не про героев, а про обычных людей –?со стыдными проблемами, язвами и болячками. Ворожбит считает, что зритель не должен выходить из театра счастливым и успокоенным: театр –?это не развлечение, а работа души. Как инсайдер она, вероятно, права, а как зритель? "Я мазохист, –?говорит Наталья, –?люблю, чтобы в театре (как и в кино) меня хорошенько помучили. Я смотрю и комедии, и мелодрамы – все жанры в определенной пропорции должны существовать. Просто комедия должна быть хлесткой и злободневной, мелодрама –?вытащить из меня литр настоящих слез, а не несколько вздохов –?тогда это мое кино, мой театр".



Сцена из спектакля "Квітка Будяк" в театре имени Ивана Франко


""Новая драма" у всех ассоциируется с жестким драйвом, тяжелым бытом, социальной неудовлетворенностью, но ничто сентиментальное мне не чуждо, –?говорит Наталья.?–?Во мне полноценно сосуществуют автор новой драмы и тургеневская барышня, выросшая на классической литературе. Есть мечта написать для кино своих "Мужчину и женщину" или "Мосты округа Мэдисон". Почему до сих пор не написала? Время не пришло. Сейчас время писать другие тексты, именно новодрамовские".

Последний год Наталья –?фрилансер. Денег стало меньше, зато за год написала три пьесы, в прошлом году было шесть премьер, все в серьезных театрах –?Питер, Ярославль, Красноярск, Лиепая. В мае 2013-го в московском Центре драматургии и режиссуры Денис Азаров поставил спектакль "Вий" по пьесе Ворожбит. Журнал "Сноб" отметил его среди 25 спектаклей, которые стоит посмотреть в Москве. В другом театре заказали расширить пьесу "Демоны", а Станислав Моисеев в качестве своего первого спектакля на посту худрука театра Франко сделал ее "Квітку Будяк". В помещении малой сцены театра, где идет "Квітка Будяк" и где мы снимаем Наталью для журнала, она как дома. Перед объективом фотографа, как и перед кинокамерой, Ворожбит чувствует себя в своей тарелке. 



Наталья Ворожбит в роли княжны Репниной в телефильме Александра Денисенко о Тарасе Шевченко


Зимой Ворожбит можно было встретить на Майдане –?чаще, чем в других местах. Она с соратниками –?прогрессивными драматургами, режиссерами, актерами –?создавала сценарий спектакля "Щоденники Майдану", который отвечает критериям "Новой драмы", документального театра. Они записывали события по дням, приглашали на встречи студентов, активистов, казаков, сторонников Партии регионов, фиксировали все острые углы и сомнения протестного движения. Премьера в марте. "Мы решили выпустить спекталь как подарок ко дню рождения Тараса Шевченко. Весь этот официоз вокруг его 200-летия раздражает и не добавляет понимания поэта. Мы думаем, что Майдан –?это и есть Шевченко: он –?там, там его дух". Еще в январе будущий спектакль пригласили на два московских фестиваля.

Наталья живет в Киеве, воспитывает 5-летнюю дочь Параскеву, работает для российских театров, телевидения, пишет для международных фестивалей, британских театров. Ставит амбициозные цели: "Я назначаю себе конкурентов среди драматургов мирового масштаба, таких как Кэрил Черчилл ("Там вдали", "Девятое облако", "Фен", "TopGirls") или Мартин Макдонах. Это помогает расти и не чувствовать себя состоявшейся". Вместе с Марысей Никитюк и Андреем Маем провела уже четыре фестиваля современной драматургии "Неделя актуальной пьесы" –?постепенно Наталья Ворожбит создает в Киеве свою театральную среду.

 

Фото: Roman Pashkovskiy

Стиль: Olga Yanul

Прическа и макияж: Theo Dekan

Ассистент стилиста: Olga Zhyzhko

Производство: Valentina Tarkovskaya

 

Благодарим Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко
за помощь в организации съемки

 


 

НА МОЙ ВКУС

Спектакль для детей "Пассажир в чемодане", режиссер Тамара Трунова, Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра.

Документальный спектакль "Город на Ч", режиссер Андрей Май, Черкасский академический областной украинский музыкально-драматический театр.

"Бери, люби, тікай", режиссер Кэролайн Стейнбейс, Молодой театр.

"Morituri te salutant", режиссер Дмитрий Богомазов, Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко.

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.