До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Балерина Екатерина Кухар – о возрасте, уходе за собой и восприятии своего тела

Сегодня, 18 января, исполняется 40 лет Екатерине Кухар – одной из самых известных украинских балерин, приме-балерине Национальной оперы. Накануне юбилея мы расспросили Екатерину о том, как изменилось ее восприятие собственного тела, о ее бьюти-рутине, и о том, почему коньки и лыжи – запрещенные развлечения для балерины.

Екатерина Кухар (Фото: Anna Scheideman)

Катя Кухар начала заниматься балетом в 5 лет, ее карьера была стремительной: в 15 талантливая девушка выиграла международный танцевальный конкурс "Приз Лозанны" и отправилась на стажировку во Францию, а уже в 16 лет танцевала партию Маши в "Щелкунчике" на сцене театра в Токио.

Реклама

Более 20 лет Екатерина Кухар танцует на сцене Национальной оперы, но знают украинскую балерину далеко за пределами нашей страны: Кухар – первый после Сержа Лифаря украинский артист, входящий в жюри Парижской консерватории и принимающий выпускные экзамены. Свои главные спектакли она танцует в дуэте со своим мужем Александром Стояновым, премьером Национальной оперы. Сегодня Екатерина и Александр – одна из самых ярких балетных пар в Украине, билеты на выступления которых разлетаются мгновенно.

О ежедневной нагрузке

Балет – это пожизненный бег с препятствием, а ты в нём словно выносливый марафонец... Вечный ученик, ежедневно приходящий в балетный класс. Артист, который до последнего сценического выхода сопротивляется желанию своего тела завернуться обратно в природную для него небалетную позицию. Пропустишь день – сделал шаг назад. Перетрудишься – и тело отомстит, окаменев от обиды. И ты учишься прислушиваться к своему телу и находить для него ежедневную идеальную "пытку". Учишься вращаться, ведь, как утверждают буддистские монахи, это первый и главный секрет долголетия, учишься прятать свои слабые стороны и преподносить свои балетные козыри, делая на них яркий акцент. Это всё называется невидимой работой над собой. Вечный контроль и вечное движение вперед.

Екатерина Кухар и Александр Стоянов на репетиции балета "Лесная песня"

После окончания хореографического училища я в удовольствие продолжила учиться и получила еще два высших образования: диктор телевидения и организатор театрального дела. И первое, и второе мне безумно помогает, это мой фундамент знаний, первое пригодилось в моей работе на телевидении, а второе – сейчас, когда я стала руководить Киевским государственным профессиональным хореографическим колледжем. И я хочу продолжить свое обучение, хотя с каждым годом это делать все сложнее, время проходит молниеносно. Часто думаю: "завтра будет легче", кажется, что появится больше времени, но, как правило, его все меньше и меньше.

В прошлом году, приняв приглашение возглавить училище, я лишилась единственного выходного – понедельника. В воскресенье я работаю только в театре, в понедельник – только в колледже, а в остальные дни – и там, и там. Я безумно устаю, но работу свою люблю, иначе бы этот график не выдержала. Но мне этот ритм жизни в удовольствие. В этом моя подзарядка. В этой смене деятельности я отдыхаю.

Об уходе за собой

Контрастный душ, душ Шарко, ванна из тёплого молока и лепестков роз, кубики льда… Вода имеет особое место в моей жизни. Всегда после спектакля или тяжёлого рабочего дня я принимаю душ и физически ощущаю, как смываю этот день и всю негативную энергетику. А ещё моя подруга-врач приучила меня часто пить воду (с лимоном, мятой, цедрами, имбирём, огурцом), и я всё время хожу со специальными бутылками для воды. Так что, если вдруг мои студенты на новогоднем капустнике решат меня пародировать, то я однозначно буду ходить с бутылкой для воды (смеется).

Что ещё входит в мою рутину? Это и массажи, и курсы криосауны, и сауна с берёзовыми вениками, и травяная купель, и купание в проруби, медово-солевые скрабы, и лимфодренажный массаж, и, безусловно, увлажнение и питание кожи по надобности. Но главное, что помогает мне быть в форме и быть здоровой – это любовь и забота мужа. Общение с мужем, ванна из молока, аромасвечи и бокал красного вина – вот мои любимые ритуалы.

Фото: Anna Scheideman
О восприятии своего тела

С опытом я стала воспринимать и принимать себя такой, какая я есть. Это важно, жить в гармонии с собой! Не требовать от себя невозможного и радоваться тому что есть. Это искусство, но я верю, что мы всегда можем работать над собой, менять в себе то, что возможно изменить к лучшему.

Екатерина Кухар (Фото: Anna Scheideman)
О возрасте

Самый пик карьеры для балерины – это 30–35 лет, когда ты уже всё знаешь, умеешь – и ещё можешь. В балете, как и в жизни, в начале своего творческого пути ты работаешь на имя, а уж потом оно работает на тебя.

В балетном мире принято уходить на пенсию в 37, но мало кто уходит на самом деле. Хотя танцевать, скажем, до 50 – объективно сложно. Да, есть уникальные балерины, которые выходят на сцену и в 50, и позже, но для того, чтобы выходить на сцену и собирать аншлаги в этом возрасте, нужно иметь невероятный талант, харизму, энергетику, которая будет держать публику. Конечно, для примы, привыкшей к овациям и свету софитов, сцена – это своего рода наркотик, равно как и физическая нагрузка. Поэтому без сцены часто наступает депрессия. Я когда даже в отпуск уезжаю, первые три дня чувствую ломку в теле – тело настолько привыкло к интенсивному физическому труду, что требует нагрузок.

Екатерина Кухар в кампейне коллекции Guzema Fine Jewelry

Я в профессии много лет, поэтому сейчас могу самостоятельно принимать решение, сколько спектаклей в месяц мне танцевать и на какие гастроли ездить. Я в том балетном возрасте, когда "и хочешь, и можешь". В этом году на мой день рождения мы уехали на гастроли, чему я очень рада, потому что в прошлом году был карантин, и гастролей не было. Так что я с удовольствием свой день рождения встречаю на сцене во Франции. Артист живёт, пока он нужен и востребован.

О любимых партиях

Сейчас для меня как для актрисы самые интересные – это сложные драматические партии. Те истории, которые ты в реальной жизни никогда не сможешь пережить: Жизель (сцена сумасшествия – квинтэссенция всего спектакля), партия Марины в "Греге Зорбе", Фригии – жены Спартака, её последний монолог на поле боя, устланном трупами знакомых и близких людей, партия Джульетты, отравившей себя ядом ради первой и последней любви.

"Ромео и Джульетта"
Об ограничениях в профессии

Об ограничениях в нашей профессии ходят легенды, но что действительно правда – это отказ от мучного и сладкого и запрет на коньки, лыжи и конный спорт. Ведь ноги – это наш хлеб, и мы должны их беречь. Но мне кажется, что несмотря на все ограничения, балет это ни в коем случае не самопожертвование – это стиль жизни. Высшее проявление искусства и спорта, грации, утончённости и изящества.

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.