До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Зачем идти на оперу "Хлеб. Соль. Песок"

15 июня в Национальной опере премьера – музыкальное агентство "Ухо" представляет современную оперу "Хлеб. Соль. Песок". Композитор – итальянец Кармине Челла, дирижер – знакомый украинской публике Луиджи Гаджеро. Саша Андрусик, соосновательница агентства "Ухо" и идейный вдохновитель премьеры, рассказала Vogue.ua, почему "Хлеб. Соль. Песок" – событие, которое нельзя пропускать.

Почему Кармине Челла?

Реклама

За Кармине Челла мы следили уже несколько лет – с тех пор, как одно из его сочинений прозвучало в рамках нашей серии "Архитектуры голоса". Когда стали собирать материал для Национального театра, Луиджи Гаджеро, дирижер Ухо-ансамбля, подсказал, что Кармине как раз собирается писать свою первую оперу, для одного французского фестиваля. Сюжет у композитора уже был, музыка его нам очень нравилась – пришлось перебить заказ французам.

Челла – ренессансно одаренный человек, кроме того, что композитор, еще и доктор математических наук, программист, пилот and what not. Пишет отличную электронику, ее в опере тоже довольно много, хотя основная часть произведения – камерная, на четыре голоса и четырнадцать инструментов.

Графический план партитуры Кармине Челла

Сюжет оперы основан на реальных событиях?

Опера основана на реальной истории, произошедшей в родном регионе автора – название фиксирует ее ключевые точки. Во время войны трое молодых мужчин пытались отбить амбары с зерном у немцев в составе большой партизанской группы – и были схвачены. На казнь их решили провести через город полностью раздетыми, чтобы запугать жителей. Пока пленные брели к берегу моря, где их должны были расстрелять, к ним присоединились местные дети – которые решили, что это обычная карнавальная процессия. В отличие от взрослых, дети остались целы, но о том, свидетелями чему они стали, узнали только спустя несколько лет.

Этот сюжет предельно макабричен, ставить оперу буквально мы не могли – по крайней мере, не в этом городе, не сейчас. Поэтому в сценографии есть, например, маркеры "конца времени" – ангел, сворачивающий небо, выбрасывающиеся на берег киты, одержимые видениями герои – но все они погружены в праздную, комичную повседневность, зрителю их нужно рассмотреть в ней. Прямо проживают историю из либретто только певцы, но и в их случае речь идет не о физическом взаимодействии с объектами, а о памяти об этом взаимодействии.

Репетиция оперы

Первой выходит на сцену Бруна, невеста главного героя, которую ввел в историю Кармине. Ее рассказ – это рамка для всей истории, она проводник в нее – поэтому ее наряд так рифмуется с самим театром (занавесом, обрамляющим сцену, обивкой кресел и т.д). Другие персонажи, а в реальности все они были фермерами провинции Пезаро, одеты в концертные костюмы, условно 1940х.

Основная линия, вокруг которой собирается постановка – расстройство функции памяти, принципиальная рассинхронизация действительности и любого коллективного рассказа о ней. Сценически это реализовывается через рассинхрон видео и действия: иногда видео вторит тексту либретто и музыкальным жестам партитуры, иногда опережает их или существенно меняет их смысл, дорисовывает к ним что-то.

Саша Андрусик

У вас четыре солиста – трое приглашенных и одна украинка. Почему именно так?

Поиск солистов для современных опер осложнен тем, что далеко не все оперные певцы исполняют современный репертуар – те же, кто исполняет его хорошо, часто букированы на год-два-три вперед. В случае этой команды нам повезло – все сложилось, по крайней мере, так сейчас кажется. Виктория Витренко пела у нас в украинской премьере "Посланий покойной Труссовой" Куртага умопомрачительно сложную партию. Она училась у великой Анжелики Лутц, технически Вика одна из самых подготовленных сейчас украинских вокалисток. "Хлеб. Соль. Песок" – ее дебют в национальной опере. С Гийомом мы работали в "Лимбе" – у него отличное чувство юмора и довольно редкий контратенор, богатый в нижнем регистре. Аргентинского баритона Матиаса Боккио нам посоветовали певцы из Neue Vocalsolisten Stuttgart, он уже несколько лет живет в Германии. Эдуард нашелся благодаря Сесиль Гранже, солистке коллектива La dolce maniera. Все они пробыли в Киеве больше месяца – так что успели уже набить татуировок, походить по офтальмологам, парикмахерам и барам.

Осенью вы показали в Национальной опере "Лимб" – первую из цикла ваших премьер. У "Лимба" не было режиссера, эту функцию тогда делили вы, дирижер Луиджи Гаджеро и художник Катя Либкинд. Почему режиссер появился у оперы "Хлеб. Соль. Песок"?

Режиссер появился потому, что работу с развитием персонажей и внутренними связями в спектакле никто не отменял – даже в самых новых операх. Неточности в "Лимбе" придется устранять в его следующих постановках, а режиссировать "Хлеб, соль, песок" мы позвали украинку Тину Еременко, выпускницу ГИТИСа (мастерская Виктюка).

Эскиз декораций

Какова судьба оперы "Лимб"?

Все три постановки, которые мы показываем в Киеве в 2016-2017 годах – пилотные. Мы делаем сальто-мортале, "Ухо", по сути, функционирует сейчас как небольшой оперный театр, который готовит премьеру – со своими оркестром, певцами, постановочной группой, даже своим техническим персоналом и репетиционной площадкой. Это сложно, но иначе не вышло бы ничему научиться. Такие усилия ради трех вечеров в опере даже для нас были бы большой растратой – мне нравятся истории про красоту на час, но это, пожалуй, слишком. Поэтому все спектакли исправно документируются, дорабатываются и скоро из Украины уезжают – как отдельные постановки или одна большая трилогия про память. Fingers crossed, мы будем всех держать в курсе.

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.