Право голоса: что исполнит Бобби Макферрин на Leopolis Jazz Fest
Хедлайнер Leopolis Jazz Fest Бобби Макферрин 28 июня соберет на главной сцене хор из 80 музыкантов. О том, можно ли подготовиться к импровизации, Vogue UA поговорил с солистками Елизаветой Байрак, Ольгой Чернышовой, Лаурой Марти и Кристиной Марти.

Ни одной репетиции. Сплошная импровизация. Нет сценария. Хор из 80 человек впервые соберется вместе на сцене, а если повезет, к нему присоединятся и зрители – так в двух словах можно описать то, что будет происходить на главной сцене Leopolis Jazz вечером 28 июня. Объединит все это американский музыкант, десятикратный лауреат "Грэмми" Бобби Макферрин – человек, который подарил миру хит Don’t Worry, Be Happy.
В 1997 году Макферрин записал альбом Circle Songs, который позже стал одним из важнейших не только в его карьере, но и в истории музыки. Для записи он собрал коллектив из 12 вокалистов: они закрылись в нью-йоркской студии и неделями импровизировали. Бобби начинал композицию, а хор подхватывал ее, предлагая свои вокальные оттенки и вариации. Альбом записан а капелла: вместо бас-гитары и ударных – цоканье языком, хлопки руками, постукивания костяшками пальцев. Не музыка – шаманство, магия. Спустя 20 лет, в 2018-м, хоровое пение в кругу (а это обязательное условие – участники всегда становятся в круг) стало основой нового проекта Макферрина – Gimme 5. В начале июня музыкант представит программу на джазовом фестивале в Вене, а после – во Львове.
В каждой стране Бобби составляет хор из местных музыкантов. Арт-директор Leopolis Jazz Fest Алексей Коган рассказывает, что их команда сформировала и отправила Линде Голдстайн, продюсеру Макферрина, список джазовых вокалистов страны – музыкант его изучил и одобрил. На сцену вместе с Бобби выйдут мужской секстет ManSound, женский хор United People, хор студентов Львовской музыкальной академии, LAUD, а также четыре сольные вокалистки – Елизавета Байрак, Лаура и Кристина Марти и Ольга Чернышова. Обещают, что к этому историческому перформансу присоединится Джамала.
"У наших музыкантов это останется на всю жизнь: "Меня выбрал Бобби Макферрин!" – говорит Алексей Коган. – Что именно будет на сцене, знают только Бобби и Бог, но будет хорошо. Хор не может петь фальшиво, а Бобби – гениальный дирижер". Зрителей, которые будут сидеть в зале, Коган предупреждает: "Не уговаривайте Макферрина исполнить Don’t Worry, Be Happy – он слишком часто пел эту песню за последние 30 лет. Это не поза, а позиция". Но можно попросить напеть отрывки из других хитов – Ave Maria, Thinking About You или прелюдий Баха, написанных почти 400 лет назад для оркестра и переложенных Бобби для голоса.

"Я вас где-то видел", – говорит Лизе на нашей съемке стилист Веня Брыкалин. И это правда. Лиза Байрак, студентка Киевского института музыки имени Глиэра по классу джазового вокала, – в прошлом участница вокального шоу "Голос країни". После шоу несколько поп-групп приглашали девушку на роль солистки, но Лиза отказалась: слишком любит джаз. Сегодня она пишет свой дебютный альбом и мечтает, чтобы авторский джаз стал популярным и избавился от ярлыка "музыка для избранных". "Я рада, что у нас не будет подготовки к выступлению с Бобби Макферрином: это похоже на авантюру".

Лаура Марти – опытная джазовая певица, сонграйтер. В юности участвовала в композиторских конкурсах, уже в 15 лет получила свое первое Гран-При, а после записала пять джазовых альбомов. Лаура – музыкант любопытный и открытый, она уверена, что соль земли – в этнической музыке. В 20 лет Марти собрала свою первую группу – Lela Brasil Project – и играла бразильскую музыку, после вместе с сестрой Кристиной создала армянский этно-джазовый проект и записала два авторский альбома, обращаясь также к музыке армянских композиторов Комитаса и Саят-Новы. А в прошлом году Марти вместе с Катей Chilly написала пронзительную "Пташину молитву", посвященную украинской Революции достоинства. В этом году в свет вышел ее новый сольный альбом Shine. На джазовом фестивале во Львове она выступает с первого года его существования, а на главной сцене дебютировала в прошлом году – вместе с хедлайнером Ларсом Даниэльссоном и львовским оркестром INSO.

Тонкая, эмоциональная, с роскошными светлыми дредами, Ольга – солистка группы [О], одного из самых интересных музыкальных проектов новой волны в Украине. Так выглядит поп-музыка будущего: танцевальная, романтичная, легкая, но содержательная. В музыке Ольга, окончившая Киевский институт музыки имени Глиэра по классу джазового вокала, 11 лет: у нее был фолк-период в ансамбле "Древо", джазовый – в Urban Gypsy, а также опыт работы бэк-вокалисткой у Джамалы и Олега Скрипки. В мае она отыграла сольный концерт со своей группой и сейчас как никогда в форме: "Я чувствую себя живой – и хочу донести это ощущение как минимум до концерта Бобби Макферрина. Импровизировать просто, когда ты полон жизни. Тогда ты можешь шутить, петь легко, играючи".

Кристина Марти выросла на Кавказе. Она рассказывает, что дома на стенах висели дхол и зурна – народные армянские инструменты, а вокруг всегда звучали песни. В конце 1980-х семья Кристины бежала из Азербайджана из-за армянских погромов, и заниматься музыкой она начала в Харькове. Сегодня на ее счету три джазовых альбома. "Подготовиться к концерту с Макферрином невозможно. Самое главное – быть открытым: для Бобби важна гибкость и реакция, потому что он управляет голосами, как инструментами".
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Lesha Lich
Стиль: Venya Brykalin
Прически: Pavel Lotnik
Макияж: Svetlana Rymakova
Ассистент стилиста: Sveta Muntyan
Продюсер: Marina Sandugey-Shyshkina