До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Певица Laura Marti – о новой музыке, пандемии и том, что значит быть независимым артистом

16 июля украинская джазовая певица Лаура Марти отпраздновала свой 34-й день рождения прямо на сцене. Лаура отыграла большой концерт в Киеве, на берегу Днепра, – превратив его в веселую вечеринку для своих фанатов, друзей и родных. Уже 18 августа Лаура даст концерт во Львове. Vogue.ua поймал певицу между двумя событиями и расспросил о жизни, пандемии и о том, почему путь независимого музыканта – это "игра вдолгую".

"Украинка с армянскими корнями и бразильским сердцем" – так представляется Лаура Марти. Она выросла в Харькове, окончила Харьковское музыкальное училище им. Б. М. Лятошинского по классу "джазовое фортепиано". Ее родители армяне, а в 1988-м семья вместе с годовалой Лаурой и ее сестрой Кристиной вынуждена была уехать из Кировабада (азербайджанский город Гянджа до 1989 года назывался Кировабадом), где тогда начались сумгаитские погромы. Лаура выросла в Украине, здесь стала певицей, но именно ее непростая жизненная история стала основой для ее творчества. Лаура – настоящий человек мира: поет на нескольких языках, работает с западными музыкантами, а за последние несколько лет она успела запустить и бразильский музыкальный проект, и армянский этно-джазовый, будучи уверенной, что музыка не знает границ и рамок. Кроме собственных джазовых и поп-проектов, Лаура входит в состав Nataliya Lebedeva Trio и "Jazz in Kiev Band" Алексея Когана, к тому же она – постоянная участница международных фестивалей: Leopolis Jazz Fest Jazz nad Odrą, Lotos Jazz Fest и других.

Реклама

Что ты чувствуешь после концерта? Ты ведь отметила день рождения на сцене…

– Я очень довольна концертом и невероятно благодарна всем, кто помог его организовать, – моей команде и партнерам. Благодарна людям, которые пришли и позволили себе устроить праздник. Это, действительно, была вечеринка по поводу дня рождения, а не стандартный концерт: я много общалась с людьми, выходила в зал, мы танцевали и общались, пили шампанское, смотрели закат, снимали сторис. Нам удалось сделать счастливыми публику – я многих успела обнять, со многими потанцевать, а люди до сих пор пишут мне "спасибо за концерт". Ну а теперь я уже вовсю готовлюсь к новому концерту – на этот раз во Львове.

Я прочла в релизе концерта, что этот концерт для тебя еще и возможность рассказать о своей социальной миссии. Можешь тоже чуть подробнее рассказать, что ты имеешь в виду?

– Да, на это меня вдохновила моя мама. Мама приехала в Харьков из Азербайджана и она такой человек, который всю жизнь, все время помогает людям, – есть деньги, нет денег. Это ее внутренний позыв. Помощь студентам, построение армянского храма – она всем готова помочь. Я долго наблюдала за ней и сейчас поняла, что тоже могу быть полезна людям. Я пока с головой не ушла в это, но, в любом случае, могу помогать, говорить об этом на разных площадках. Я с удовольствием участвую в социальных проектах, выделяю билеты на свои концерты для тех, кому это необходимо. А еще мне хочется своей историей и примером вдохновлять юных девушек из восточных семей. Я сама не раз сталкивалась с консервативным мнением, что музыка для приличной девушки с востока – это несерьезное занятие. Мне хочется развенчать этот стереотип.

Увы, шоу-бизнес сам зачастую подкрепляет его тем, что продает больше секс, чем музыку. Но мне хочется говорить отовсюду: "Нет, это – благородная профессия". Если ты действительно хочешь заниматься музыкой, понимаешь, что нигде в другом месте ты себя не видишь, и делаешь это от души – то да, будет трудно, дико трудно, но если ты другого не можешь и дышишь этим, то ты всегда добьешься своего. Но нужно быть готовым к сложностям, бытовым в том числе. Я, например, довольно долго жила в общежитии, и не стесняюсь этого.

– Когда переехали в Харьков из Азербайджана?

– Да, мы сначала жили в коммуналке всей гурьбой. И бабушка, и мы с сестрой и мамой, брат мамы, наша тетя. Ну в общем нас было много. Потом получила однокомнатную квартиру. Бабушка утром заваривала вкусный чай, который мы собирали вместе, все выкладывала, открывала дверь (мы жили на первом этаже) и приглашала всех в гости.

– Где вы чай собирали? в Харькове?

– Ой, бабушка находила. Мы ездили в лес… А дома она на первом этаже открывала двери настежь и представляла, что она до сих пор в Армении.

– В прошлом году, во время карантина, ты приняла участие в проекте "Голос страны". Расскажи, что он дал тебе?

– Тогда разгорелась опять резня. Нагорный Карабах. Было сложно, ужасно сложно читать новости оттуда. Мы все очень переживали, мама была погружена в новости. А я знала, что она всегда мечтала увидеть меня на этом шоу, и мне так хотелось ее поддержать, я вспомнила об этой ее мечте – и решила попробовать.

И, знаешь, наверно, стоило попробовать. Это интересно. Я ведь на конкурсы вокальные никогда не ездила, потому что в детстве, когда я пыталась, мне сказали, мол, такой взрослый тембр у меня, тут мне нет с кем конкурировать". И вот, спустя годы, я попробовала себя в состязании с другими артистами и вошла во вкус, для меня это было в какой-то смысле игрой. Плюс я многому научилась в техническом смысле. Мне интересно в будущем, возможно, делать будет какие-то масштабные шоу. И мне было очень интересно посмотреть, как это работает. Как за секунду создается номер, как за несколько дней люди делают огромное, эффектное шоу. Со мной никогда так не работали. Я всегда работаю над собой сама, а тут целая команда, которая с тобой все прорабатывает. Так я получила в свои 34 года какой-то опыт, который артист, возможно, должен получать гораздо раньше. Я его получила, оценила, поблагодарила всю команду.

Как ты провела карантин? Была ли растерянность?

– Я ушла на карантин в полном раздрае, потому что на март у нас был запланирован тур на 10 городов. И за день до первого концерта я узнала, что тур отменен. Я пришла домой и проспала, наверное, полтора суток. Но я оптимист и быстро прихожу в себя – поплачу день-два, потом говорю: "Так, ну все, живем дальше".

На карантине я посвятила себя музыке. Знаешь, чтобы быть действительно квалифицированным специалистом музыкант занимается восемь часов в день. Иначе он играет не очень. Ну если не восемь, то пять как минимум. И, как ты понимаешь, если начинаются интервью в 10 утра, а потом съемка, а потом гастроли, и еще какие-то проекты, то заниматься выходит не пять часов в день, а полчаса. Я заметила, что очень устаю от публичности, – обычно я выдерживаю месяц, а потом в сердцах говорю: "Да я музыкант, в конце концов, или я просто, инстаграмный персонаж?!" (Смеется.)

Поэтому на карантине я получила удовольствие: занималась музыкальной грамотой, вспомнила гармонию, сольфеджио, двухголосие. И я была счастлива, потому что одно дело – поддерживать себя в тонусе, а другое – прогрессировать. Расти! Музыканту нужно расти! У меня есть амбиции делать серьезные джазовые проекты за границей, с большими артистами. Для этого мне нужно все время повышать свои скилы. Именно этому я посвятила карантин, а еще начала преподавать.

Но сейчас все вернулось на круги своя. (Смеется.) 70 % своего времени я занимаюсь не музыкой, а организационными вопросами. Но я это делаю сознательно – мне интересно вникнуть и в финансовые вопросы, и в вопросы менеджмента, и пиара.

Это путь независимого артиста?

– Это путь артиста не дурака (смеется)! Но сначала я страдала из-за этого. Страдала потому, что хотела заниматься только музыкой и не знать этого всего. Потом я поняла – не получится. Мы же сами делаем себя. Я на площадке не есть звезда. Я до последнего, до выхода на сцену разбираюсь во всех деталях, общаюсь с техниками, во все вникаю.

Я говорю это, чтобы у молодых артистов не было иллюзий. Очень многие разбиваться об этот миг ожидания: "Где же оно, где же успех?" Но если ты хочешь быть артистом – это игра вдолгую.

Я знаю, ты сейчас работаешь над новым альбомом? Каким он будет?

– В прошлом году, во время карантина, я написала больше пяти композиций. Также записала совместный треки с нью-йоркским пианистом Мишей Цыгановым. Готовлю ещё несколько коллабораций.
Я экспериментирую, но никогда себе не вру. Для меня это самое главное. Я пишу тексты и музыку так, как того требует в этот момент моя душа. Думаю, что именно эту свободу должен иметь настоящий музыкант, артист. Петь нужно только о том, во что сам влюблен и искренне веришь.

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.