"Самый сознательный будет ходить обнаженным": интервью со Стефаном Нильсоном
Стефан Нильсон, тренд-хантер, автор блога об этическом производстве в сфере дизайна trendstefan.se, адвокат темы устойчивого развития, – о том, как сделать идею сознательности привлекательной.
Тема устойчивого развития стала главных рычагом популизма в современной моде. Как быть?
В ближайшие два года мы будем переживать по этому поводу больше. Отчеты по выбросам будут становиться все тревожнее, ведь мы все так же продолжаем летать, потреблять и в целом не всегда делать сознательный выбор. Но есть надежда. Огромное количество инноваций анонсируется чуть ли не каждый день, и наша работа — находить их и рассказывать о них. В поиске новых источников чистой энергии есть интересные подвижки: к примеру, в Исландии начали организовывать производства, которые добывают энергию из лавы. А еще мы, разумеется, наблюдаем смену ценностей в процессе потребления. Люди наигрались в шопинг. Netflix запустили шоу "Уборка с Мари Кондо". Мы больше хотим избавляться от вещей, чем покупать их.
Миллениалы, как утверждают исследователи, ориентированы на сознательное потребление. Правда ли это, по-вашему?
Миллениалы — люди с новым типом мышления, который нам не присущ. Мы повторяем своих родителей, они — нет. Они не пьют, не занимаются сексом, и это статистика, а не мое личное наблюдение. Зачем пить и терять контроль – такова их позиция в отношении алкоголя. Они иначе воспринимают секс, потому что в сети видят больше фото обнаженных. Им нравится оставаться дома с мамой. И они не покупают столько, как мы – их просто не интересует такое самоутверждение. Что делает их cool? Это не объекты, это поведение – что ешь, как проводишь время, чем занимаешься.
Сегодня люди охотнее тратят деньги на путешествия, а не на вещи. Но туризм не менее вредная индустрия...
Индустрии авиаперелетов и производства тканей – самые вредные в отношении выбросов СО2. И смена настроений относительно шопинга не меняет общей картины воздействия на окружающую среду. Именно поэтому лидеры мнения должны транслировать полезные идеи. Посмотрите, как мы изменили отношение к курению – это перестало казаться крутым. Если больше показывать, что перелеты – это не так прекрасно, как кажется, мы изменим привычки. К примеру, будем путешествовать дольше, а не больше, или выбирать иные виды транспорта.
Как думаете, аппетиты потребления и в дальнейшем будут уменьшаться?
Будут и должны. Интерес к потреблению нового снизится в целом. За последние 60 лет тема ответственного отношения к окружающей среде обострялась каждую декаду – будь то тема экологической катастрофы в Персидском заливе в 1991 году или массового уничтожения лесов Амазонии на рубеже тысячелетий. После выхода документального фильма "Неудобная правда" в 2006 году последующие несколько лет стали эпохой откровения оглобальном потеплении. Сейчас фокус проблемы сосредоточен на потреблении, к которому люди относятся как к своей личной ответственности. Никто не ожидает отполитиков, что они решат проблему, каждый полагается на себя. Пример – шведская школьница Грета Тунберг, которая начала свою одиночную "школьную забастовку за климат" в августе 2018 года возле здания шведского парламента. 2019-й – год, посвященный устойчивому развитию.
Тема устойчивого развития имеет региональные особенности?
Конечно. К примеру, в США она разбивается об утверждение "Вы нас не заставите не есть гамбургеры" или "Почему я не должен летать? Я имею на это право". Это их ментальность. Германия – самая прогрессивная страна в Европе, как мне кажется: на улицах я вижу рекордное количество магазинов, работающих в соответствии с принципами устойчивого развития. В Швеции сформирована традиция отдавать ненужные вещи в точки перепродажи, при этом сами мы не пользуемся предметами вторичного рынка.
Как лучше продвигать тему устойчивого развития?
Самое главное – изменить интонацию: не стыдить, а поддерживать людей в правильном выборе.
Хорошо бы, к примеру, заменить надувные шары из пластика на живые цветы, с которыми дети могут играть. Далее надо привнести больше юмора в эту тему. Как-то я видел надпись возле магазина в Нью-Йорке: "Самый сознательный будет ходить обнаженным". Это прекрасно – так транслировать многогранность проблемы. И наконец, важно указывать на удачные примеры ресайклинга вроде линейки кроссовок Adidasиз переработанного пластика (а не преподносить чудаковатое платье из пластиковых пакетов как творческий ресайклинг). Я всегда предлагаю дизайнерам думать о новых материалах, а не о формах.
Интервью состоялось во время визита Стефана Нильсона в Украину для проведения дискуссии в рамках восьмого Шведско-украинского бизнес-форумапри поддержке компании Electrolux.
Текст: Таня Соловей