До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Как отстоять себя на рынке труда после рождения ребенка: интервью с общественным деятелем Мариной Марченко

Многие женщины сталкиваются с дискриминацией, когда возвращаются на работу из декрета. Дискриминация эта принимает разные формы и масштабы: от неравной зарплаты – по сравнению со специалистами такого же уровня, но без детей – до комментариев о том, что теперь их профессиональный уровень снизится, потому что на первом месте всегда будет не работа, а ребенок. Есть дискриминация и в самом понятии декрет: по мнению специалистов по гендерному праву, корректнее говорить не декрет, а отпуск по уходу за ребенком, или care work, как называют такую безоплатную работу в западных странах. Кстати, в Украине в этой сфере до сих пор наблюдается огромный гендерный разрыв: только 3% мужчин уходят в отпуск по уходу за ребенком.

О том, куда обращаться, если вы сталкиваетесь с дискриминацией на рынке труда после рождения ребенка или нуждаетесь в психологической помощи после родов, мы расспросили общественного деятеля Марину Марченко, соосновательницу и главу организации "Лада". Недавно "Лада" запустила бесплатную горячую линию для родителей – ее контакты вы найдете внизу этого материала.

Реклама
Марина Марченко (фото – Елена Шовгенюк)

Общественная организация "Лада" выросла из мотивов одновременно личных и глобальных. С одной стороны, юрист Марина Марченко хотела применить свои знания законов в общественной сфере – и помогать женщинам. Но были к этому и личные предпосылки: уходя с работы в отпуск по уходу за ребенком, Марина сама столкнулась с дискриминацией в свой адрес, а, изучив вопрос, поняла, что обесценивание материнства – "общая боль" украинских женщин. Через семь месяцев после рождения сына Марина зарегистрировала общественную организацию "Лада", команда которой не ждет чудес – и меняет мир здесь и сейчас. За плечами Марины – пятилетний опыт работы в общественном секторе, а своей главной задачей она называет адвокацию интересов женщин.

Марина, расскажите подробнее, как возникла идея организации, которая призвана защищать и представлять права женщин.

До рождения ребенка я работала юристом в крупной компании. Когда ушла в декрет, то начала думать о том, где еще могу себя применить, мне были интересны общественные организации как форма ведения дел. Я задумалась: как я могу использовать свои знания? Как, зная нормативные акты, могу добиваться перемен в масштабах страны? Мне импонируют общественные организации тем, что ты можешь что-то менять, но при этом не входить в политику; создавать классные продукты, но не входить в бизнес. То есть балансируя на грани бизнеса и политики, ты можешь сделать что-то реально полезное.

Сегодня "Лада" работает в трех направлениях: это помощь в восстановлении после родов, комфортная социализация матерей и возврат на рынок труда. Третья тема для меня наиболее личная. Я работала в известной юридической компании Украины. Когда мой начальник узнал, что я беременна, многое поменялось. То есть до этого я вполне успешно работала сверхурочно и оставалась до ночи на работе, несмотря на свое положение. Но когда он узнал о беременности, то сказал: "Все, теперь у тебя не будет карьеры. Ты больше не будешь такой продуктивной, как раньше. Очень жаль, Марина!" Это было обидно слышать. Постепенно, общаясь с подругами и знакомыми, я поняла, что мой случай не уникальный. Многие из тех, с кем я говорила, получали вполне конкретный фидбек о том, что общество и рынок труда не готовы рассматривать их всерьез после рождения ребенка…

Так что идея создать организацию возникла одновременно с тем, как я стала мамой. Через несколько месяцев после рождения Лёни я начала ощущать, что мне тесновато. Безусловно, я его люблю, но поняла, что начинаю терять свою идентичность и отождествлять себя с ним. "Мы с Лёней", "мы идем гулять", "мы поели" – я прошла через все это, но вовремя осознала, что надвигается кризис... Так что когда сыну было семь месяцев, я усадила его в слинг и отправилась в Министерство юстиции с документами – регистрировать нашу общественную организацию.

Что именно вы предпринимаете, чтобы добиваться решения проблем на высоком уровне?

Мы работаем на нескольких фронтах. Первое – стремимся помочь уже сегодня. Для этого у нас есть горячая линия для родителей (не только матерей), мы организовываем онлайн-курсы и встречи со специалистами. Второе – информирование на перспективу. Это работа в том числе и с органами власти. Мы проанализировали множество программ, которые за границей помогают женщинам вернуться на рынок труда. Собрав эти знания, мы начали вести диалог с Министерством соцполитики и другими профильными структурами – для того чтобы показать, какие изменения на законодательном уровне нам нужны.

В целом мы больше заточены на глобальные изменения. Да, момент "здесь и сейчас" нас тоже волнует: мы хотим, чтобы 10 000 женщин прошли наш онлайн-курс и изменили что-то в собственных жизнях. Но не менее интересно менять и глобальную культуру, двигать этот процесс вперед.

Дайте несколько советов тем, кто, как и вы когда-то, столкнулся с дискриминацией на работе, связанной с рождением ребенка. Как правильно реагировать?

Самое важное и самое первое – работать со своей самооценкой и самоценностью. Понимать, что я заслуживаю адекватного отношения просто потому, что я есть – а не потому, что обладаю определенным набором качеств. Второе – понимать, что нельзя обесценивать свое материнство. Нельзя говорить, что я сидела в четырех стенах и ничего не делала. Это не так. Материнство – такая же работа, только неоплачиваемая и круглосуточная, с нее невозможно отпроситься, или написать заявление и улететь в отпуск, или сказать своему маленькому работодателю "я не в ресурсе".

"Материнство – такая же работа, только неоплачиваемая и круглосуточная. С неё нельзя отпроситься"

Я бы советовала не обесценивать опыт, который мы приобретаем, когда "сидим дома". Да, возможно, за это время мы теряем профессиональные знания. Но вместе с тем мы получаем опыт менеджмента и тайм-менеджмента, развиваем стрессоустойчивость, учимся разруливать конфликты, защищать свои границы и обучаем этому умению другого человека. Ну и, конечно, многозадачность – это тоже классный навык, который мы приобретаем за это время. Все эти качества можно эффективно применить в работе.

То есть вы предлагаете относиться к материнству не только романтично, но и прагматично?

Да, конечно, потому что, воспитывая ребенка, мы нарабатываем важные навыки.

И также еще один совет – не отказываться от помощи. Просить о помощи – это нормально. Просто нужно найти безопасного человека – это может быть мама, няня, муж.

Но вы сказали, что когда сыну было семь месяцев, вы с ребенком в слинге пошли на работу. То есть сами не просили о помощи?

У меня не было няни, но был классный коворкинг для работающих мам. Я приходила туда, работала за ноутбуком, а няни, работающие в коворкинге, следили за ребенком. Плюс не могу отрицать, что из двух с половиной лет жизни Лени примерно один год с ним куда больше времени проводил мой муж. Это был тот период, когда "Лада" стала заходить в сферу ивентов, я часто была вне дома, и муж сидел с ребенком.

Еще из рекомендаций, которые я хотела бы озвучить. Важно помнить, что не только "я мама" и это "мой ребенок и моя проблема". Нет, вы двое – родители, с одинаковым участием в воспитании. Мы с мужем шутим, что он всего лишь не умеет кормить грудью, а так он от меня ничем не отличается.

У нас был интересный кейс.
Мы 8 марта ходили вместе с мужем на Марш женщин. Одна из организаторов дала мне жилет и предложила координировать колонну, которая поднимала вопросы материнства. Я шла со слоганом "Не декретна відпустка, а доглядова праця", а муж шел рядом с плакатом "Не допомагаю дружині, а виховую та доглядаю наших дітей". Язык формирует наше сознание, поэтому нужно думать, что и как говорить. Фраза "у меня хороший муж, он помогает мне с ребенком" меня триггерит, если честно. В формулировке "декретный отпуск" также много дискриминации, но мы зачастую это даже не понимаем.

Какие изменения в Украине в этой сфере вы наблюдаете в последние годы? Например, стали ли украинские мужчины брать отпуск по уходу за ребенком чаще?

Сегодня всего лишь 3 процента мужчин в Украине берут отпуск по уходу за ребенком. В прошлом году у нас был принят новый закон, который официально разрешает мужчинам уходить в декрет. Единственное, мне как юристу хотелось бы, чтобы он был более мотивирующим. В Швеции, к примеру, родители мотивированы уходить вдвоем в декрет на уровне законодательства: в этом случае они получают единую выплату от государства. Если один из них не уходит, они теряют большие деньги.

Также у нас появляются проекты, которые поддерживают пап, – например, Татохаб. Но это маленькие шаги, все равно тенденция гендерного разрыва на рынке труда сохраняется. Есть еще одна проблема – разрыв в заработной плате между женщинами, у которых есть дети, и теми, у кого их нет. Согласно данным статистики, занятость женщин, у которых дома находится ребенок, составляет во всем мире 53 процента, а женщин без детей – 68%.

"Сегодня всего лишь 3 процента мужчин в Украине берут отпуск по уходу за ребенком"

Ну и еще немного статистики – печальной, но я все-таки озвучу. На странице "Лада" в Facebook мы проводили небольшой опрос о послеродовой депрессии, в нем участвовало 1500 женщин. И каждая 15-я ответила, что страдала от депрессии и помышляла о том, чтобы причинить вред себе или ребенку. В Украине эту проблему можно проработать: например, каждая мать коммуницирует с педиатром, и он мог бы уделять внимание здоровью не только новорожденного, но и матери, которая переживает большой стресс. В то же время, к сожалению, 73 процента опрошенных нами женщин поделились тем, что они чувствовали осуждение со стороны врача. А хотелось бы, чтобы врач был другом.

Какие у вас есть онлайн-курсы и программы для молодых матерей?

Полгода назад мы запустили горячую линию поддержки родителей после родов. На нее могут звонить и мамы, и папы, и близкие родственники. Мы сделали ее максимально универсальной: можно задать как насущные вопросы – и про телесное восстановление после родов, и про больную спину, и про секс после родов; – так и получить психологическую поддержку, задать вопросы о соцвыплатах и получить консультацию юриста. Это такое безопасное место, где предоставляют качественную, проверенную информацию без хайпа. Можно пройти тест на выгорание или на депрессию – сделать чекап своего психологического здоровья. У нас ведь материнство транслируется как сплошное счастье, а мать – как фея, которая порхает по дому. А на самом деле реальность другая: ты уставшая, тебе не нравится твое тело, гормоны скачут, а твоя бездетная подруга в это время где-то тусит... Это сложно принять, если честно. Проблемы – это нормально, самое главное – уметь их прожить гармонично и экологично для себя. Поделиться ими, получить поддержку.

С какими проблемами вы столкнулись, запустив горячую линию?

В первую очередь, с тем, что женщинам очень сложно признаться, что им тяжело. Мы рады каждому звонку – но точно готовы принимать и больше. Тут дело в том, что в Украине в принципе нет культуры обращения за психологической помощью. Но когда нам звонят даже 20 женщин в день, мы очень рады – потому что это 20 женщин, которые сегодня получили помощь. Вовремя – что самое важное.

Чем еще занимается команда "Лады", кроме обеспечения работы горячей линии?

Мы проводим встречи – онлайн и оффлайн – с психологами, врачами и другими специалистами. Сейчас больше перешли в онлайн, проводим прямые эфиры. Также прямо сейчас запускаем новый проект – образовательный курс для мам, которые хотят вернуться на рынок труда, "Час настав".

Это бесплатный онлайн-курс, который состоит из 18 лекций и длится три месяца (начало 17 января), а после трансформируется в группу поддержки с модераторами и психологом, потому что мы понимаем, что получить информацию и вдохновиться – это одно, а применить и не опустить руки, когда что-то пошло не так – другое.

В чем его особенность? Вокруг множество курсов, как открыть свой бизнес, но мало информации для тех, кто хочет вернуться на прежнее место работы или найти другую компанию. Кроме этого, у нас есть уникальный компонент – материнство. Например, мы говорим о том, как проживать сепарацию с ребенком. И если он плачет, когда вы уходите на работу, – это не значит, что вы плохая мама. Курс будет состоять из трех блоков: про материнство и работу; про материнство и самореализацию (как писать резюме, как работать на фрилансе); про материнство и бизнес (как написать бизнес-план и т. д.).

Нашу идею поддержал проект "Я зможу" Фонда Елены Пинчук, Фундация Кока-Кола и множество прекрасных спикеров и менторов, которым мы очень благодарны.

Регистрация на курс открыта по ссылке:

https://t.me/chas_nastav_bot

Горячая линия поддержки родителей после родов – 0800 500 313

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.