Основательница Ukrainian Global School Елена Вишнякова – о том, что значит современное образование для детей
Основательница Ukrainian Global School, владелица бренда The Monochrome, почетный консул Латвийской Республики в Чернигове и мама четверых детей – Елена Вишнякова вполне может писать книги о том, как успевать все. Ее главный на сегодня проект – частная школа Ukrainian Global School в Киеве, в которой дети запускают собственные стартапы, а в классах функционируют лаборатории робототехники и коворкинги с зоной виртуальной реальности. Почему такое пространство важно для современного ребенка, что стоит за STEM-подходом к образованию, какие книги нужно изучать, чтобы разбираться в детской психологии, Елена Вишнякова рассказала vogue.ua.
О Ukrainian Global School я могу говорить бесконечно. Это не только бизнес, но и моя большая любовь и страсть. Как мама я вижу несколько преимуществ Ukrainian Global School. Во-первых, это по-настоящему инновационная школа. Мы даем знания и навыки, соответствующие вызовам XXI века. Совершенствуем программу, перенимаем успешный зарубежный опыт, активно обучаем педагогов... и все для того, чтобы наши ученики могли реализовать себя в любой точке мира. Во-вторых, мы делаем акцент на разностороннем развитии учеников и их талантов благодаря работе по индивидуальной учебной траектории. Задача учеников — не подражать педагогам, а стараться превзойти, достичь высот в выбранной сфере. И наконец, в-третьих, в нашу школу ученики спешат каждое утро с удовольствием. Был забавный случай прошлым летом: ученица расстроилась, что пора лететь на отдых с семьей и она не сможет ходить в школу (в летние месяцы мы организовываем для детей лагерь).
STEM – большой тренд в образовании: S – science, T – technology, E – engineering, и M – mathematics. Опыт его внедрения мы почерпнули у израильских коллег. С самого открытия Ukrainian Global School мы сотрудничали с министром образования Израиля (2013-2014) Шаем Пироном, который стал почетным президентом нашей школы, а также с разными школами Израиля и центром подготовки преподавателей. Выбор на Израиль пал не случайно: более 15 лет там преподают по системе STEM, и вообще, эта страна — мировой лидер по количеству стартапов на жителя.
Как проходит обучение в нашей киевской школе? Она лицензированное учебное заведение, поэтому в основе процесса — программа НУШ ("Новая украинская школа"), усиленная ведущими мировыми и нашими авторскими программами и методиками. В приоритете обучение реальным навыкам, а не теории. Полученные знания дети оттачивают на практическом опыте, готовят личные и командные проекты. С усвоением новых знаний уровень сложности проектов повышается, как и уровень подготовки учеников. При этом школьники не следуют четким инструкциям преподавателей — креативность только приветствуется! Так шаг за шагом под руководством тьюторов ученики выводят свои школьные проекты на новые уровни и создают собственные стартапы. И речь не только о технических проектах. На сегодняшний день понятие STEM эволюционировало и дает возможность работать в самых разнообразных направлениях, от технических до творческих.
Сильная международная программа кооперации – одно из преимуществ нашей школы. Мы работаем с партнерами из Великобритании (Bishopstrow College, Padworth College), Германии (Stadtgymnasium Dortmund), Латвии (Rīgas Ukraiņu Vidusskola), но не ограничиваемся опытом европейских коллег. Наша программа кооперации началась с сотрудничества с израильской школой The Hebrew Reali School Haifa. Сейчас подписаны соглашения с 11 школами Америки, среди которых знаменитая Brookdale Elementary School. С прошлого года активно сотрудничаем с Сингапуром: наш партнер Marshall Cavendish Education помог внедрить преподавание математики по сингапурской системе.
Форматы сотрудничества самые разнообразные: это и обучение педагогов, и взаимодействие учеников. Благодаря современным видам коммуникации мы проводили совместные уроки с американскими школьниками. А наши преподаватели не только перенимают опыт, но и делятся с зарубежными партнерами собственными наработками. Например, израильские коллеги внедрили нашу авторскую программу преподавания раннего английского, в Латвии заинтересованы в нашем опыте преподавания STEM.
Как почетный консул я занимаюсь развитием и углублением связей между Украиной и Латвией. Почетное консульство в Чернигове было открыто в 2013 году. За это время мы успели реализовать множество проектов. Например, открыли культурный центр Latvia Art в Чернигове, провели мероприятия, приуроченные к 100-летию независимости Латвийской Республики, ежегодно устраиваем дни латвийской культуры. А самая важная и интересная инициатива для меня – это психологическая реабилитация детей участников АТО/ООС в Латвии.
Это, конечно, книга Бел Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз", изданная еще в 1964 году, но не утратившая своей актуальности и по сей день. Книга очень живая, состоит из реальных документов, сочинений, записок, собранных учительницей, которая преподает английскую литературу, но не находит отклика среди детей. Впрочем, воспринимает это не как фиаско, а как дверь к новым возможностям. Люблю книги психолога Юлии Гиппенрейтер и, конечно, Януша Корчака.
Когда я запускала школу, вопрос профориентации был краеугольным. На это повлияло, в том числе, и мое знакомство с уже упомянутым министром образования Израиля. В этой стране занимаются профориентацией, можно сказать, с пеленок, а в школе каждый ученик создает свой стартап – это поддерживается государством, есть ряд специальных программ. В одной из школ Америки, с которой мы сотрудничаем, другой подход. Площадка профориентации там складывается благодаря помощи родителей и зависит от их возможностей. Родители, развивающие свой бизнес, приглашают к себе на практику учеников. Мы в Ukrainian Global School объединили эти две идеи. У нас подписаны договора с 30 компаниями по всей стране – от юридических фирм до кинотеатров. В рамках обучения дети посещают эти компании и узнают, как они работают. Например, на прошлых каникулах дети знакомились с тем, как работают кинотеатры. Они побывали "за кулисами" и узнали, что кинотеатр – это серьезная организация, в которой задействовано большое количество людей, и все они важны, от кассира до оператора, включающего фильм. В средней школе у нас есть программа летней практики в подобных компаниях. Я уверена, что образование должно вдохновлять и побуждать к полезной деятельности, иначе никак.
Мы с мужем воспитываем детей в демократичном ключе. И даем им возможность нести ответственность за свои поступки. Они могут принять решение, но и знакомятся с последствиями такого решения (улыбается — Прим. авт.). Конечно, до определенного времени мы их направляем, но потом они сами делают выбор в ту или иную сторону. При этом в получении многих материальных благ мы их ограничиваем, чтобы не искоренить желание расти, добиваться, становиться лучше. Да, это демократия, но smart демократия, не граничащая с хаосом. Если я понимаю, что что-то может причинить детям вред, я могу сказать "нет" без объяснений.
Меня воспитывали мама и бабушка, я росла в женском коллективе. И очень рано стала самостоятельной. Помню, когда мне было восемь лет, меня отправили учиться на Кубу. Без связи, без взрослых – я провела там три месяца и приобрела интересный и разносторонний опыт: от того, как обеспечить себе безопасность, до того, как себя прокормить. Мне повезло, что у меня была возможность проявить самостоятельность. Я набивала свои шишки, но зато понимала, как правильно себя вести и чего делать нельзя. Меня мотивировали достигать, расти, мечтать. Мне кажется, этот опыт сформировал меня как личность. Сегодня же мы боимся дать такую самостоятельность нашим детям, чрезмерно опекаем их – и так длится до 20 лет. Мне кажется, это главная драма в сегодняшнем воспитании.
Кому-то моя жизнь кажется гиперактивной, но для меня это привычный ритм. Первые дни карантина я страдала именно от того, что произошла резкая остановка. У меня стандартный восьмичасовой рабочий день. В течение этого времени я занимаюсь всеми проектами: тремя детскими садами, школой Ukrainian Global School, выполнением обязанностей почетного консула. А еще у меня четверо детей, поэтому моя обычная жизнь — калейдоскоп встреч и активностей. Но я строго разделяю работу и семью – на выходных я только мама. Наши традиции довольно простые, но важные для нас. Это совместные завтраки и ужины, совместные поездки, а еще мы любим делать друг другу сюрпризы и готовить подарки на значимые для нас даты.
Я люблю ритуалы и в уходе за собой, они помогают структурировать день и настраиваться на работу. У меня есть свои привычки: например, я не ем сразу после сна. Сначала несложная физическая активность – йога или пробежка. Завтракаю позже – ближе к 10 утра. Такая привычка хорошо синхронизируется с популярным сегодня методом интервального голодания, и он подходит к моему ритму жизни. Питьевой режим – тоже ритуал. Пить постоянно сложно, мы забываем об этом, организм не просит. Моя подруга недавно порекомендовала добавить процессу эстетичности. Теперь у меня красивый графин с водой – в нем фрукты, бадьян, корица. Эстетика помогает, это работает.
По образованию я психолог, с моими знаниями немного легче находить баланс между тревожной повесткой дня и своими планами. Хотя это миф, что психологи все знают. Я стараюсь относиться ко всему происходящему как к вызову, который нужно преодолеть – и стать сильнее и спокойнее.