Ночь, которая изменила все: об истоках гей-прайдов
В июне 2021 года исполняется 52 года со дня начала Стоунволлских беспорядков – серии акций протеста, которые стали катализатором движения за гражданские права сексуальных меньшинств в Соединенных Штатах. В годовщину бунта рассказываем, что стоит знать о дате, которую считают днем рождения современного движения за права ЛГБТК+ сообщества.
Гей-прайд – акция, которая демонстрирует существование в обществе сексуальных меньшинств, поддерживает толерантное отношение к ним и борется за гражданское равноправие для всех независимо от ориентации или гендерной идентичности. Парад сам по себе является признанием борьбы, с которой столкнулись члены сообщества, и проблем, с которыми они продолжают сталкиваться по сей день. Несмотря на возрастающую осведомленность общества в этих вопросах, дискриминация не прекращается. Таким образом парады и марши за права сексуальных меньшинств демонстрируют способность преодолевать душевную боль, бороться и стремиться жить без страха.
Сегодня гей-парады известны не только лозунгами в защиту ЛГБТ-сообщества, но и яркими цветами, смелыми нарядами. Однако, прежде чем появилось такое настроение и такие тенденции, прошло много лет и случилось немало трагичных событий.
В ночь с 27 на 28 июня 1969 года полиция устроила облаву в Stonewall Inn, гей-баре в районе Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке. В отличие от многих предыдущих рейдов, которые имели место в учреждении на Кристофер-стрит, этот вдохновил посетителей бара на ответную борьбу. Сопротивление полицейскому произволу, вошедшее в историю как Стоунволлские бунты, считается искрой, которая зажгла современное движение за права ЛГБТ.
Историк Дэвид Картер однажды сказал, что эти бунты "были для гей-движения тем же, чем падение Бастилии стало для начала Великой французской революции". Гнев и разочарование накапливались в течение десятилетий, так как члены сообщества постоянно сталкивались с системной ненавистью и угнетением: их шантажировали, судили, упекали в тюрьму, убивали и подвергали лоботомии за то, что называли "сексуальным извращением" и "психическим расстройством".
Столкновение в Stonewall Inn переросло в многодневные массовые протесты и беспорядки. В течение нескольких недель были организованы группы активистов. За полгода в Нью-Йорке были сформированы две правозащитные гей-организации, учреждены три газеты для поддержки прав сексуальных меньшинств. А год спустя, в годовщину рейда, состоялся первый марш в честь тех, кто устроил беспорядки. Так, в 1970 году родился День освобождения Кристофер-стрит — The Christopher Street Liberation Day (CSLD). Люди стекались со всего города, марш шествовал от Гринвич-Виллидж до Центрального парка. В 2010 году его участник опубликовал в The Village Voice рассказ-воспоминание, подчеркнув, что в тот день "не было ни парней в плавках, ни музыки". Вместо этого участники марша шли вперед и скандировали: "Say it clear, say it loud. Gay is good, gay is proud".
Такие же марши в 1970 году состоялись в Лос-Анджелесе, Чикаго и Сан-Франциско. Причем Лос-Анджелес был единственным городом, где мероприятие было санкционировано властями как настоящий парад. Вместе с этим статусом организаторы мероприятий получили разрешение закрыть улицы на маршруте. А уже в 1974-м, всего четыре года спустя, парад в Лос-Анджелесе добавил фестивальную составляющую.
По данным The Washington Post, марш стал называться "прайдом" примерно в середине 1970-х годов, получив свое название от аббревиатуры организации по защите прав геев под названием Personal Rights in Defense and Education (PRIDE). С тех пор размах празднований только усиливался, даже если антидискриминационное законодательство не спешило их поддерживать.
В конце 1970-х появился и первый радужный флаг – символ ЛГБТ-сообщества. Поначалу таким символом был розовый треугольник, но поскольку он использовался в нацистской Германии для обозначения "сексуальных извращенцев", многие принимали его со смешанными чувствами. Художник Гилберт Бейкер создал первый радужный флаг для марша в Сан-Франциско. Изначально в его версии было восемь полос, и подразумевалось, что каждая из них представляет один из аспектов идентичности геев: ярко-розовый для секса, красный для жизни, оранжевый для исцеления, желтый для солнечного света, зеленый для природы, бирюзовый для искусства, индиго для гармонии и фиолетовый для духа. Сегодня радужные флаги являются наиболее распространенным атрибутом прайд-парадов, а кроме того, их участники часто носят яркую одежду, которая включает в себя как можно больше разных цветов.