Твори добро: Владимир Дантес, Елена Борисова и Маргарита Мурадова – о благотворительности
Должна ли благотворительность быть анонимной или о каждом добром деле нужно рассказывать вслух? Всемирная инициатива добрых дел #ЩедрийВiвторок запустила информационную кампанию "Добро має звучати голосно", в которой украинские инфлюенсеры рассказывают о своем отношении к благотворительности. О желании помогать и фондах, которым можно доверять, рассказали Елена Борисова, Владимир Дантес и Маргарита Мурадова.
Вы часто присоединяетесь к благотворительным и социальным проектам. Расскажите, как появилось такое желание?
С самого детства родители учили меня делиться. Это, кстати, не так просто: отдавать что-то искренне, желая помочь и поддержать, а не от чувства вины. Не "отрывать" от себя, а именно давать ресурсы – финансовые или эмоциональные, – когда ты ими правда можешь поделиться.
Напротив дома, где я росла, был так называемый "Дом малютки". Родители часто брали меня с собой, когда шли туда с помощью, привлекая меня к благотворительности. Это происходило естественно и всегда было органичной частью моей жизни. Своих детей мы с мужем стараемся воспитывать так же.
Как вы сейчас участвуете в благотворительности?
К нам часто обращаются с разными просьбами, и, когда просят помочь едой или другими ресурсами, которые у нас есть в связи с нашей деятельностью, то мы почти всегда соглашаемся. Иногда оказываем разовую помощь, как, например, в случае с фондом паллиативной помощи, который попросил у нас несколько десятков порций новогодних блюд для своих подопечных или когда в начале весеннего локдауна мы передали фонду "Старенькі" обеды для пожилых людей.
Многим проектам мы помогаем регулярно. Несколько раз в неделю передаем еду для военного госпиталя и время от времени поддерживаем фонд "Життєлюб" и их проект "Обід без бід". В меню наших ресторанов есть "добрые десерты", выручка от которых передается фонду "Таблеточки". Точечно мы помогаем едой приютам для животных и сотрудничаем с фондом Happy Paw. Мы с Дмитрием помогли обустроить комнату в центре поддержки для бездомных мам с маленькими детьми на руках. У нас есть правило: 10% от личного дохода отдавать благотворительным проектам, развивая таким образом собственный социально-ответственный бизнес. Мы стараемся не отступать от своих принципов.
Каким фондам вы помогаете?
Тем фондам, которые доказали свою эффективность количеством и качеством реализованных проектов, а также тем фондам, с основателями которых я знакома. Мне кажется, в этой сфере очень важна персонализация. Например, Марта Левченко и "Місто добра", Алена Гудкова и "Кураж базар", Оля Кудиненко и "Таблеточки", волонтерка Наталья Юсупова и Маша Ефросинина, которые поддерживают множество важных инициатив. Это те люди, с которыми я много раз пересекалась в реальной жизни, и которым я готова доверять.
Когда вы рассказываете о своих добрых делах, как на это реагирует ваша аудитория?
Если честно, мы почти никогда этого не делаем. То есть если в этом принимают участие заведения, как в случае с "добрыми десертами" и нам нужно привлечь гостей, конечно, мы указываем это в меню. Однако стараемся делать все максимально ненавязчиво, чтобы гость сделал выбор самостоятельно, без давления. Часть наших с Дмитрием личных инициатив почти никогда не освещается. У нас не возникало мысли документировать и делиться этим в сети. Мы рассказываем об этом детям, близким друзьям. Но в прошлом году, когда я узнала об инициативе "Щедрий вівторок", то подумала о том, что наша аудитория – это тоже определенный ресурс. И было бы правильно рассказывать про проекты и фонды, которые мы поддерживаем. Думаю, что со временем мы привыкнем говорить об этом активнее.
Как, по вашему мнению, правильно рассказывать о благотворительности, чтобы вызывать у аудитории желание присоединиться?
Думаю, тут вопрос не в том, как ты рассказываешь, а что ты делаешь и какие цели преследуешь. Неискренность видно всегда. А если ваши действия совпадают с вашими ценностями и вы просто описываете поддержку благотворительных проектов, как часть вашей жизни, то это будет восприниматься позитивно.
Исследования показывают, что украинцы считают, что благотворительность должна быть анонимной. Вы согласны с этим утверждением?
Думаю, это личный выбор каждого. Однако сейчас медийность и внимание аудитории – это чрезвычайно ценный ресурс, и если есть возможность им поделиться, то стоит это делать.
Вы часто присоединяетесь к благотворительным и социальным проектам. Расскажите, как появилось такое желание?
Я всегда к благотворительности отношусь достаточно скрупулёзно, так как, к сожалению, существует много мошенников. Многие хорошие люди попадаются на такие уловки и отправляют деньги непонятно куда и зачем.
Большим примером сотрудничества для меня является проект #ЧашкаКофе моей жены Нади Дорофеевой и Димы Комарова (ведущий проекта "Мир наизнанку" – прим. ред.). Мне очень приятен этот проект, в который Дима и Надя вкладываются с невероятной силой.
Как вы сейчас участвуете в благотворительности?
Когда я был на Upgrade Camp Аллы Клименко, мы придумали инициативу для существующего проекта Hair for share. Проект направлен на помощь детям больным раком. Я раньше (думаю, как и многие) не задумывался как тяжело в таком возрасте принять себя лысым. Эти дети нуждаются в париках, они хотят быть красивыми и чувствовать себя комфортно в окружени сверстников. Мы заручились поддержкой G.Bar по всей Украине, куда могли приходить люди с достаточно длинными волосами и состригать волосы в качестве пожертвования. Люди получали новую стрижку, а волосы отправлялись на производство париков.
Во время весеннего локдауна мы с командой запустили социальную инициативу Post4Rost. Я отдавал один пост в неделю для поддержки малого и среднего бизнеса. В итоге, мы получили огромное количество заявок и привлекли к инициативе других известных людей: Надю Дорофееву, Гарика Корогодского, Лешу Дурнева, Диму Дубилета, Алену Гудкову, Леру Бородину, Диму Монатика, Соню Плакидюк. В ходе этой инициативы о представителях малого и среднего бизнеса Украины узнали около 18 миллионов человек.
Каким фондам вы помогаете?
На данный момент я поддерживаю инициативы связанные с развитием малого и среднего бизнесов. Поддерживаю фонд "Жизнелюб", общаюсь с ребятами из Teenergizer.
Когда вы рассказываете о своих добрых делах, как на это реагирует ваша аудитория?
В основном положительно. Но я редко публикую что-либо связанное со сбором денег. В основном рассказываю о социальных инициативах.
Как, по вашему мнению, правильно рассказывать о благотворительности, чтобы вызывать у аудитории желание присоединиться?
Мне кажется, что нужно говорить только о том, что цепляет лично тебя. Если ты сам не веришь в этот фонд или инициативу, то твоя аудитория тоже это почувствует.
Исследования показывают, что украинцы считают, что благотворительность должна быть анонимной. Вы согласны с этим утверждением?
Я считаю, что о благотворительности нужно говорить. Нужно, чтобы люди слышали о фондах и инициативах. Потому что часто люди хотят помочь, но не знают куда отправить деньги, не знают каким благотворительным фондам можно доверять. Для этого существуют лидеры мнений, которые говорят о тех, кому они помогают. Достаточно рассказать о существующей проблеме или о классном фонде. Тем более, что далеко не всегда дело в деньгах. Например, когда дело касается приютов для животных, им зачастую не нужен корм. Чаще нужна помощь, чтобы убрать за животными, поиграть с ними, подарить им тепло и общение.
Вы часто присоединяетесь к благотворительным и социальным проектам. Расскажите, как появилось такое желание?
Я начинала с помощи людям на улице. Обращала внимание на то, что есть много нуждающихся пожилых людей, просящих помощь прямо на улице. Позже совершенно случайно услышала о фонде "Старенькі". Узнала, что этот фонд поддерживает пожилых людей в Украине и начала им понемногу помогать, освещать работу этого фонда и собирать для него деньги.
Как вы сейчас участвуете в благотворительности?
Мы с мужем помогаем фонду "Старенькі". Я рассказываю о нем в своих соцсетях. Также помогаю фонду "Таблеточки". Плюс, Оля Кудиненко, основательница фонда, является моей клиенткой, и я часто помогаю и участвую в различных акциях.
Каким фондам вы помогаете?
Это фонды "Таблеточки" и "Старенькі". Я им доверяю, понимаю, куда и на что идут деньги. Это основные организации, которые я рекомендую, когда меня спрашивают, куда можно перечислить деньги на благотворительность.
Когда вы рассказываете о своих добрых делах, как на это реагирует ваша аудитория?
Аудитория реагирует нормально. Большинство со мной уже давно, поэтому они привыкли, что фонд "Старенькі" является частью того, о чем я рассказываю, и помощь пожилым людям – это часть того, чем я постоянно занимаюсь. Более того, мне кажется, что с течением времени люди немного иначе начали относиться к освещению благотворительности, потому что раньше это считалось темой табу. Считалось нескромным говорить о том, куда и сколько ты перечисляешь. Но я думаю, когда лидер мнений освещает благотворительность или работу какого-то фонда, то количество собранных денег увеличивается. Поэтому я готова быть в этом плане нескромной, если это поможет собрать необходимые суммы для помощи пожилым людям.
Как, по вашему мнению, правильно рассказывать о благотворительности, чтобы вызывать у аудитории желание присоединиться?
Мне кажется, что большее вовлечение аудитории происходит, когда ты более подробно освещаешь деятельность фонда или объясняешь кому конкретно идут перечисленные деньги. Рассказываешь личные истории, показываешь фотографии людей. В таком случае эмоциональная вовлеченность аудитории выше.
Исследования показывают, что украинцы считают, что благотворительность должна быть анонимной. Вы согласны с этим утверждением?
Я считаю, что благотворительность может быть любой: и анонимной, и публичной. Если она есть, это уже прекрасно. Публичная благотворительность помогает людям, которые к ней обычно не причастны, узнать больше о благотворительности и принять участие. Я не могу судить, каким образом нужно совершать благотворительные поступки. Я считаю, что все способы хороши, если в итоге помощь получает тот, кто в ней нуждается.