Как помочь планете уже сейчас: новый тренд – эко-соломинки для напитков
Быть sustainable – безоговорочный мировой тренд. Мы носим искусственный мех, выбираем экологичные предметы интерьера, давно отказались от бумажных стаканчиков для кофе и пластиковых пакетов в супермаркетах. Маленькие ежедневные шаги помогают добиться значительных результатов – как бы нам ни хотелось взять и изменить мир в одночасье. Эту мысль ярко демонстрирует опыт украинского бренда Yes Straws, который выпускает трубочки для напитков из стеблей камыша и ржи. Как экосоломинки могут уменьшить негативное влияние на природу, где растет сырье для трубочек и в каких украинских кафе и ресторанах можно выпить кофе и коктейль, используя стильные и экологичные соломинки из камыша, – знает Vogue.ua.
Два года назад, в 2018 году, в Киеве родился бренд Yes Straws. Соломинки производятся в Украине, не содержат примесей и полностью биоразлагаемые. Изначально создатели Yes Straws работали на западный рынок и продавали соломинки через Amazon, но сейчас большая часть их клиентов – украинский ресторанный бизнес. Для его соосновательницы, эксперта в сфере экологии Олеси Вершигоры Yes Straws и его принципы – миссия и образ жизни одновременно.
"Невозможно начинать решать проблему мирового масштаба, когда она не становится одной из проблем твоей жизни, – говорит Олеся. – Сначала шутишь о пакете с пакетами, затем, чтобы минимизировать накопление дома, отказываешься от пластикового пакета в магазине. В моем случае, 5 лет назад триггером к экологичному образу жизни стали те самые пластиковые пакеты, а у моих коллег, с которыми мы вместе основали стартап, – пластиковые соломинки. Два года назад мы начали производство Yes Straws и уже помогли заменить более 3 миллионов пластиковых соломинок на экологические".
Производство соломинок – процесс непростой, и самым большим вызовом для команды было его наладить. Аналогов такому производству ни в Украине, ни в мире в 2018 году не было. Оно состоит из многоэтапного процесса обработки сырья. Соломинки дезинфицируются с помощью высокотемпературного пара и дополнительно промываются с помощью специального оборудования, после высушиваются в автоматических инфракрасных шкафах, что на 100 % стерилизует готовый продукт. После чего трубочки проверяются на соответствие качества и фасуются.
Все сырье производится в Украине. "Наша компания не только made in Ukraine, мы являемся полностью украинским продуктом, – говорит Олеся Вершигора. – Например, у нас полный цикл производства соломинок из стебля ржи. Это означает, что мы самостоятельно выращиваем рожь для соломинок. Собираем так, чтобы не повредить стебель, ведь это основная часть растения, которую мы используем. С камышом несколько иная история, мы работаем уже с готовым сертифицированным сырьем, которое закупаем у поставщиков в Украине, основным рынком для которых являются страны ЕС".
Универсального чек-листа с пошаговой инструкцией нет, говорит Олеся Вершигора. Но выход есть: можно сформировать небольшой список базовых пунктов, которые могут внедрять как маленькие, так и большие заведения. Начните с малого, советует эксперт: выбирать локальные продукты для приготовления блюд. Второй универсальный совет для всех – рациональное использование ресурсов: электричество, вода. Например, можно установить смесители с низким расходом воды на кухне и в ванных комнатах. Альтернативой мытью полов и ковров горячей водой с помощью агрессивных химикатов может стать паровая чистка. "Уменьшая использование воды, заведение не только платит меньше коммунальных платежей, но и приобщается к рациональному использованию природных ресурсов", – рассказывает Олеся. – Да, нам территориально повезло – мы имеем неограниченный доступ к водным ресурсам, но это не значит, что можем неограниченно ими пользоваться.
Еще один простой способ для ресторанов: заменять пластиковые расходники на альтернативные. Например, пластиковые соломинки – органическими из камыша, а вместо одноразовой посуды – посуда из кукурузного крахмала. "В Украине пока нет закона, запрещающего использование одноразовых пластиковых предметов, в отличие от других стран мира. Сейчас мы видим, что многие заведения в Украине делают это по собственному желанию, что очень круто"
Не маленькая проблема – пищевые отходы. Как известно, продукты питания при разложении выделяют метан, который влияет на проблему изменения климата. Как заведения могут решать проблему с пищевыми отходами? "Раздавать их бездомным, или компостировать", – отвечает Олеся. – "Существуют такие приложения, как Too Good To Go (применяют в 12 странах мира) или Olio (Лондон), позволяющие ресторанам и магазинам быстро продать или бесплатно отдать на благотворительность нераспроданные продукты и блюда с истекающим сроком годности".
Мало кто из нас задумывается о том, что все великие дела начинаются с маленьких шагов. Не используя в любимых напитках пластиковые трубочки, вы не только уменьшаете количество пластика, но и количество производста нефти. Вполне значительно, не правда ли?
По данным агентства 24/7 Wall Street, Украина производит более 474 млн тонн мусора в год. На одного украинца приходится 10,6 тонн мусора в год. "Только 3,2 % отходов – перерабатывается, остальное – отправляется на свалку или в окружающую среду", – рассказывает Олеся. – Ежегодно в океан попадает 8 миллионов тонн пластика, большая его часть попадает в океан через реки. Именно так образуются большие мусорные пятна в океанах. И самая большая проблема такого материала в том, что он разлагается сотни лет... на микропластик".
Уничтожить или переработать 100 % пластиковых отходов пока невозможно. Что делать уже сейчас? Перераспределить ресурсы и бороться с теми источниками пластика, которые наносят наибольший вред. "HoReCa бизнес в целом и каждое учреждение в отдельности ответственны за колоссальный объем мусора, который генерирует большой город. Это и есть точка влияния, которой мы занимаемся. Замена даже такого незначительного одноразового предмета, как соломинка для питья, на экологическую альтернативу, позволяет уменьшить объем пластикового мусора на 1–3 %, только представьте!"
Добровольный отказ от пластика – это, безусловно, хорошо, но только этим не обойтись. Чтобы преодолеть кризис загрязнения окружающей среды, необходимо участие стейкхолдеров города. Бизнес – независимо от размера и индустрии – уже сегодня может сократить потребление одноразовой упаковки, применять материалы из вторсырья, заменять одноразовые предметы на многократные или экологические, использовать натуральные компоненты в косметике и моющих средствах. Вместе мы можем многое изменить – в своем доме, в своей ежедневной жизни, на улицах своего города, а значит – и во всем мире.
Выпить напиток, используя экосоломинки Yes Straws, рекомендуем в следующих заведениях: