Женщины, которые вдохновляли Федерико Феллини
До 25 июля в Довженко-центре можно увидеть выставку "Столетие. Феллини в мире", посвященная 100-летию Федерико Феллини. Феллини — режиссер, предложивший новую чувственность в кино. Об актрисах, сыгравших важную роль в его творчестве, рассказываем в нашем материале.
Несмотря на 50 лет брака с актрисой Джульеттой Мазиной, которую до последних дней уважал и любил, посвящал ей книги и фильмы, Феллини время от времени увлекался другими женщинами. Это сильно огорчало жену, но, по воспоминаниям друзей, романов у режиссера было значительно меньше, нежели скандальных историй об этой стороне жизни маэстро на страницах желтой прессы. Феллини сам распространял фантастические слухи о своей личной жизни, окутывал ее мифами, творил биографию как сценарий сюрреалистического фильма.
Какие женские образы вдохновляли режиссера, какие женщины стали новыми образцами экранной красоты с легкой руки Феллини — можно понять, познакомившись с тремя музами режиссера.
С Джульеттой Мазиной Феллини познакомился на радио: актриса играла в радиопостановках, а он писал для них комедийные сюжеты. Пара сочеталась браком в 1943 году в разгар Второй мировой войны. Их свадебная церемония состоялась в подъезде дома, вместо католического костела, поскольку будущий режиссер скрывался от призыва в ряды фашистской армии Италии.
Уже после войны актриса начала сниматься, преимущественно во второстепенных ролях, за которые часто получала награды на фестивалях. Например, участие в дебютной ленте Феллини "Огни варьете" (1950) принесло актрисе награду на Венецианском кинофестивале. Но настоящий успех ожидал пару после фильма "Дорога" 1954 года. Именно в этой ленте родился образ девушки-ребенка, "Чаплина в юбке", как Мазину прозвали критики. С этим прозвищем актриса смогла смириться лишь после того, как сам Чаплин выразил восхищение ее актерской игрой.
"Дорога" получила более 50 фестивальных наград, в том числе "Оскар" и "Серебряного льва" в Венеции. Как вспоминает Мазина, ей всегда было сложно с мужем на съемочной площадке — они постоянно спорили. Актриса иначе видела своих героинь, хотела выглядеть более романтично и загадочно, а Феллини постоянно подчеркивал ее маленький рост — Мазина была вынуждена надевать короткие носки и низкие каблуки, прилизывать волосы (в жизни актриса любила их растрепывать — ей казалось, что так она выглядит несколько выше).
Супруга часто приходила на съемочную площадку к мужу, даже если не играла в фильме, — порой без нее Феллини отказывался начинать съемки. Она взвалила на свои плечи всю организацию семейного быта, принимала дома на праздничных угощениях почти всю итальянскую богему и подыгрывала мужу в его безумных вымыслах и авантюрах. Впереди у пары были еще десятки совместных работ и пять "Оскаров". Они прожили вместе 50 лет и умерли почти одновременно — Мазина только на четыре месяца пережила мужа.
Анита Экберг — девушка из многодетной шведской семьи, в 20 лет победила в конкурсе "Мисс Швеция" и отправилась в Америку покорять конкурс "Мисс Вселенная". В рейтинге красавиц планеты она оказалась на шестом месте.
Но Аниту заметили и начали приглашать на небольшие кинороли. Феллини увидел фото девушки на обложке журнала, его поразила неканоническая красота Аниты: "Крепкая, огромная пантера с видом маленькой девочки сидела верхом на перилах лестницы. „Боже мой, — подумал я, — сделай так, чтобы я никогда ее не встретил!"". Но, несмотря на свои опасения, режиссеру все же пришлось пересечься с актрисой — он пригласил ее на главную роль в фильме "Сладкая жизнь", где ей ничего не нужно было делать, кроме как быть собой и вести себя естественно.
У ее партнера по фильму Марчелло Мастрояни сначала возникло совсем другое впечатление от знакомства — своим телосложением девушка напомнила ему немецкого солдата Вермахта, с которым Мастрояни пришлось столкнуться в не очень приятных обстоятельствах. Но после съемок самой известной сцены из "Сладкой жизни" актеры стали хорошими друзьями — они должны были купаться зимой в фонтане, а чтобы согреться, Марчелло налегал на крепкие напитки, актрисе же пришлось несколько раз его ловить, когда он падал в воду.
После этого Анита сыграла еще раз у Феллини саму себя в фильме "Искушение доктора Антонио" — девушку с плаката, которая ожила. Впоследствии актриса вернулась в Америку, где снялась в нескольких малозаметных фильмах.
Кардинале родилась в Северной Африке — в Тунисе. Как и у Аниты Экберг ее звездная карьера началась с конкурса красоты, который будущая актриса успешно выиграла и была вознаграждена поездкой на Венецианский кинофестиваль.
Именно здесь актрису заметили европейские кинопродюсеры. Феллини называл девушку "волшебницей" и позвал на главную роль в фильме "8 ½" — сыграть саму себя. Но в это же время актриса снималась у Лукино Висконти в фильме "Леопард", ей приходилось постоянно летать между Римом и Сицилией, более того — в одном фильме она играла блондинку, в другом — брюнетку, поэтому должна была постоянно перекрашивать волосы. Если у Висконти на площадке было все идеально организовано и роли были расписаны до деталей, то у Феллини, вспоминает актриса, царил сплошной беспорядок, а сценарий маэстро сочинял в процессе съемок, поэтому все ее реплики в фильме — импровизация.
Фильм "8 ½" стал первым, где актрису не переозвучивали, поскольку у Клаудии был французский акцент и она обладала очень низким голосом, который порой путали с мужским. После громкого успеха фильма Феллини ее голос стал узнаваемой особенностью, которую режиссеры картин с участием Клаудии, в частности Серджио Леоне и Вернер Герцог, теперь не скрывали, а подчеркивали.
Больше историй об итальянском гении можно узнать на выставке "Столетие. Феллини в мире". Эта путешествующая выставка, посвященная 100-летию Федерико Феллини, уже успела побывать в Бразилии, Германии, Литве, а теперь сделала остановку в Украине.