Сериал месяца: "Неортодоксальная" на Netflix
На Netflix вышел первый сезон мини-сериала "Неортодоксальная" (Unorthodox) – блестящего шоу о девушке, бегущей из ортодоксальной общины хасидов в свободный мир. Unorthodox поднимает одновременно десяток глобальных вопросов, от консерватизма религии до отношения к женскому телу.
– Ты же бежала из дома?
– Ты говоришь так, как будто я была в тюрьме.
– Разве нет?
– Нет, но я действительно ушла и не сказала никому об этом.
- Почему ты ушла?
- Бог ожидал от меня слишком многого.
Этот спокойный внешне, но очень напряженный внутренний диалог происходит во второй серии "Неортодоксальной" между главной героиней Эстер и ее новыми берлинскими друзьями и многое говорит о проблемах, которые поднимает сериал. Эсти 19 лет, и она сбежала из хасидской общины в Нью-Йорке, в которой выросла. Села в такси, попросила водителя ехать в аэропорт Кеннеди – и улетела в Берлин, где живет когда-то примерно также сбежавшая ее мать-лесбиянка, и где Эстер хочет начать свободную жизнь и посвятить себя музыке. "Бог", который ожидал от нее слишком многого – это ортодоксальная вера и традиции, которым следует ее община. В первую очередь от нее ожидают быть тихой и скромной; ходить в магазин и готовить традиционные еврейские блюда; родить ребенка (желательно в первый год замужества) и воспитывать его. Но важнее даже то, чего, согласно "богу", ей делать не следует – читать и учиться (ей даже нельзя читать Тору; и, тем более, столь любимую Эсти американскую классику, которую она держит под кроватью), иметь профессию и заниматься творчеством. Именно это Эстер в диалоге с друзьями называет "слишком много" – и именно этим она жертвовать не готова.
Сериал снят по одноименному автобиографическому роману Деборы Фельдман, вышедшем в 2012 году и наделавшем немало шуму. 33-летняя Дебора действительно выросла в хасидской общине в Уильямсберге в Нью-Йорке, а, покинув ее, выпустила откровенный роман "Неортодоксальная: скандальный отказ от моих хасидских корней". Речь идет о самой известной в мире хасидской коммуне Сатмар, которая существует с 1905 года и сегодня насчитывает около 100 тысяч человек. Дебору вырастили бабушка и дедушка, так как ее мать сбежала из общины, а у отца было психическое расстройство. Долгое время девушка говорила только на идише, потому что к английскому языку у участников общины негативное отношение, его не разрешают ни использовать повседневной жизни, ни читать на нем. В 17 лет девушка вышла замуж за парня из общины, в 19 родила ребенка. Потом начала изучать литературу в Sarah Lawrence College, а в 23 года вместе с четырехлетним сыном ушла от мужа, порвав все связи с общиной. Ее роман родился из интернет-блога, а после публикации стал бестселлером. При этом община хасидов отреагировала на него негативно, в том числе и из-за откровений Деборы: она открыто говорит не только о консервативных нравах общины, но и об иногда очень жестоком отношении к женщине.
Сериал снят довольно близко к книге. Возможно, это связано с тем, что его автор и шоураннер Анна Вингер – близкая подруга Деборы Фельдман, чьи дети вместе учились в школе в Берлине. По словам Вингер, в этой теме был и ее личный интерес: ей было важно проговорить в сериале тему, что значит быть евреем в современной Германии. По словам Вингер, этот сериал – своего рода "двойное возвращение к истории", потому что изображает "еврейского героя, который избегает границ своей собственной жизни и смело возвращается к источнику травмы ее общины". В этом смысле видна кардинальная, философская разница между Эсти и ее общиной в Нью-Йорке: те ненавидят как Израиль, так и Германию, тогда как для Эстер Берлин, несмотря на прошлое Германии, – все-таки символ свободы и город, где она может быть собой. Доказывает это и мультикультурность ее новых берлинских друзей – студентов консерватории, приехавших в Германию из всех уголков света – Египта, ЮАР, Израиля.
"Неортодоксальная" поднимает множество важных вопросов. Это не только консерватизм ортодоксальных общин и отношение к женщине как к вещи, но и проблемы более персональные. Например, отношение к сексу и женскому телу. У Эстер вагинизм, от чего она страдает и не получает удовольствие от секса; при этом вся семья ее мужа знает об этом, а мать призывает ее мужа Янки бросить Эстер, так как она "неполноценна" – что заставляет девушку страдать еще больше. К слову, этот факт автобиографичный – в интервью Дебора Фельдман не раз говорила, что тему ее вагинизма не раз подымали на семейных советах в общине.
Снимали сериал в Берлине, при этом его команда дважды ездила в Уильямсберг, где общалась с представителями общины. Саму общину воссоздали при помощи декораций в Берлине. По словам Анны Вигнер, им было важно создать у зрителя ощущение исторического фильма. Действительно, те кадры, что рисуют будни общины в Нью-Йорке, воспринимаются исключительно как историческое кино – кажется, его герои застряли в начале 20 века; тогда как происходящее с Эсти в Берлине переносит зрителя в наше время. Что касается одежды, которую носят члены общины, то художник по костюмам Джастин Сеймур приобрела часть одежды в Уильямсберге в магазинах, где одеваются члены общины; часть была пошита в берлинских театральных мастерских.
"Шутка в сериале заключалась в том, что мужчинам требовалось гораздо больше волос и макияжа, чем женщинам", – говорит Анна Вингер. Действительно, процесс переодевания мужчин для религиозных ритуалов – мы наблюдаем это, когда муж Эстер Янки вместе со своим другом Мойшей селится в отеле в Берлине – похож на театральное действо; тогда как девушки одеты скромно и просто – длинная юбка, непрозрачные плотные колготы и застегнутый на все пуговицы кардиган. Этот наряд, оказавшись в Берлине, Эстер первым же делом меняет на джинсы – и снят этот момент переодевания-преображения героини невероятно красиво. Играет Эстер 23-летняя израильская актриса Шира Хаас, в некоторых сценах – например, сцене купания, когда Эстер снимает с себя ненавистный парик – абсолютно гениальная. Ширу Хаас, вероятно, мы еще не раз увидим на большом экране.