Как на самом деле создаются сексуальные сцены в фильмах
Во втором эпизоде экранизации BBC и Hulu романа Салли Руни "Нормальные люди" есть шестиминутная сексуальная сцена между двумя ее главными персонажами. В ней Мэриэнн (Дейзи Эдгар-Джонс) теряет девственность с одноклассником Коннеллом (Пол Мескал), с которым у нее тайный роман. Этот непоколебимо интимный и эмоционально насыщенный момент демонстрирует их уязвимость и стремление к углублению отношений. Правдоподобность и искренность сцены – заслуга двух актеров, режиссеров сериала Ленни Абрахамсона и Хетти Макдональд, а также координатора интимных сцен Иты О'Брайен, которая поставила хореографию каждого поцелуя, прикосновения и обмена сексуальной энергией в шоу.
Проработав танцором, актером и режиссером более десяти лет, О'Брайен начала разрабатывать лучшие практики для интимных сцен, сексуального содержания и обнаженных тел в кино, на телевидении и в театре шесть лет назад. "Я начала смотреть на то, как мы можем обеспечить безопасность актеров и что мы должны сделать, чтобы помочь им войти в работу, и уйти в конце дня домой в хорошем расположении духа", – говорит она. Ее роль, добавляет постановщик, схожа с ролью координатора каскадеров, включая оценку рисков, репетиции и наблюдение на съемочной площадке, чтобы у исполнителей была четкая структура для экспериментов.
По мере того, как популярность шоу взлетает – его уже посмотрели 16,2 млн раз на BBC iPlayer – Vogue поговорил с О'Брайен через Zoom, чтобы обсудить планирование съемок в период менструальных циклов, семинары, посвященные ритуалам спаривания животных и тому, как координаторы интимных сцен меняют индустрию.
Секс – неотъемлемая часть романа Салли Руни. Как вам удалось вывести эту близость на экран?
В произведениях Салли Руни фокус всегда направлен на истории, и после прочтения романа я заметила, что мы все были вовлечены во внутреннюю психологию персонажей и в их интимные моменты. Когда Мэриэнн и Коннелл вместе – они прекрасны и очень отличаются от тех людей, какими они представляют себя внешнему миру, когда они находятся со своими друзьями. Поэтому я подумала, что если шоу будет чествовать это, то интимное содержание должно быть присуще истории.
Каждый интимный момент – это хореография? Или у актеров есть место для экспериментов?
Мы начинаем со сценария и кодируем его цветом: ее движения выделены розовым, его – зеленым, а желтым – то, что они делают вместе. Так, например, в одной сцене сценарий гласит: "Она целует его. Поцелуй углубляется. Он двигает рукой по ее телу. Она подталкивает его к себе". Мы разбираем и продумываем все детали. Затем мы переводим все в хореографию, но без какого-либо навязывания актерам. На репетициях я слежу за процессом, чтобы убедиться, что в действиях актеров есть ясность, согласие и разрешение, когда дело доходит до прикосновения. Это все в какой-то степени облегчает работу, потому что актеры знают, что происходит, и тогда они могут привнести собственное видение или порывы в исполнение.
Как меняется ваша работа, когда вы находитесь на съемочной площадке?
Я встречаюсь с режиссером и актерами за день до того, как они снимают интимную сцену, чтобы у них была возможность поговорить со мной обо всем, что их волнует. Прежде чем мы пойдем на съемочную площадку, я всегда захожу к ним в трейлер и просто интересуюсь, как они себя чувствуют – об этом важно знать. Иногда я советую режиссерам, по возможности выяснить менструальный цикл актрисы и организовать съемки так, чтобы у них не было менструации в то время. Я считаю, что вся коммуникация в команде должна быть прозрачна.
Какие разговоры у вас были с Дейзи и Полом, когда вы готовили их к этим сценам?
Актеры хотят продемонстрировать лучшее исполнение. Они всегда готовы сказать "да", но нам важно было создать атмосферу, в которой они не просто говорят "да", потому что думают, что это необходимо. Ленни [Абрахамсон] проводил с ними беседы. У каждого была копия романа, поэтому они знали, что от них требуется. Но были ли они этим довольны? На моей первой встрече с Дейзи и Полом, во время репетиции, я выступила с презентацией и показала им принципы работы над интимными сценами. Затем мы работали над определенными движениями. Когда мы закончили, они ушли, зная, что все будет сделано профессионально.
Были ли вещи, которые они не хотели делать?
Есть сцена, когда они впервые собираются вместе в доме Мэриэнн в Дублине, и мы обсуждали, какие части тела могут быть задействованы в кадре. Я спрашивала, что для них позволительно, и получала ответ либо "да", либо "нет". Очень важно знать, что для актеров находится за пределами дозволенного. Ваше "нет" – подарок для всех. Это позволяет нам работать свободно и знать, что ваше "да" – это и вправду что-то допустимое.
Какие сексуальные сцены были наиболее сложными для исполнения?
У Дейзи и Пола была настолько прекрасная связь, что всегда было интересно наблюдать, как их герои Мэриэнн и Коннелл занимались сексом с другими людьми. К тому времени, когда мы добрались до конца съемок, Дейзи и Пол хорошо понимали друг друга. Но с кем-то новым, всегда приходилось выяснять как будет выглядеть процесс и как все это должно работать. Но это не трудности, а просто другой подход.
Мэриэнн также экспериментирует с БДСМ и подчинением. Как вы подошли к этой теме?
Хетти [Макдональд] ясно дала понять, что она хотела, чтобы в этой фетиш-игре принимало участие два взрослых человека, согласных на такие действия. В этих сценах есть бондаж и некоторая степень насилия, но также есть и момент, когда игра останавливается. Хетти хотела, чтобы эти сцены были о Мэриэнн и о том, как она себя чувствует.
Некоторые сексуальные сцены также очень эротичны. Помогает ли это устранить предвзятость, что отрепетированная хореография исключает природную химию и спонтанность момента?
Когда существует уже определенная структура сцены, актер может быть свободным в ее исполнении. Я надеюсь, что люди теперь будут более четко понимать, что делает координатор интимных сцен. В конце концов, эта работа делается для того, чтобы создавался качественный контент.
Вы также работали над сериалами "Половое воспитание" от Netflix, "Хранители" от HBO и "Джентльмен Джек" от BBC и HBO. Как ваша работа отличается от проекта к проекту?
Главное принимать во внимание жанр проекта, будь то комедия или драма, а затем уже идет сценарий. Что касается "Джентльмена Джека", то речь шла о воплощение в жизнь работы Салли Уэйнрайт и дневников Анны Листер. Затем, в "Половом воспитании", у нас был семинар с актерами, где мы рассмотрели поведение животных в брачных ритуалах. Это инструмент, с помощью которого мы можем детализировать интимный контент и создавать движения, подходящие для персонажа. Это уводит актера от их личного интимного выражения, разделяя свое тело на личное и тело профессионала.
Действительно ли #MeToo и Time's Up изменили подход отрасли к интимным сценам?
Люди всегда говорили о том, что сексуальные сцены было трудно снимать, но до #MeToo, казалось, что не может быть никакого сдвига, потому что индустрия допускала определенное поведение. Но #MeToo и Time's Up привели к тому, что люди больше не могли закрывать глаза на происходящее. Помню проект, в котором я работала в 2018 году. У нас состоялась встреча с продюсерами, которые зачитывали свои кодексы поведения. Это было невероятно! Но также бывали и случаи, когда меня приглашали в проекты, просили пообщаться с актерами, подготовить отказ от наготы, а затем на съемочной площадке просто стоять в стороне и ничего не делать. В таких случаях работать непросто.
Вы разработали методику Intimacy on Set. Стоит ли ожидать что скоро по ней будут работать во всем мире?
Я представила эту методику на встрече Time’s Up в Великобритании, и она была одобрена организацией Women in Film & Television. Постепенно различные органы также создали свои собственные методики, в том числе Time's Up в США и Directors UK. Я была консультантом по составлению обоих. Он распространяется по всему миру, и мы хотим, чтобы он действовал на законодательском уровне. Должно быть предварительным условием, чтобы в постановке, как и в случае с трюками или танцевальными эпизодами, интимное содержание определялось при первом прочтении сценария и задействовалась методика. Если есть смоделированное сексуальное содержание, должен быть нанят координатор сексуальных сцен. И так должно происходить не на усмотрение каждого производства, а это должна быть стандартная процедура.
Текст: Radhika Seth