Фильм недели: "Красивый, плохой, злой" с Заком Эфроном
В украинский прокат вышел фильм "Красивый, плохой, злой" о серийном маньяке Теде Банди. Как волк в овечьей шкуре стал звездой Америки, почему он убивал одних и щадил других? Давайте разбираться.
Хорошими делами прославиться нельзя. Так однажды решил Тед Банди, и с тех пор он известен всему миру как жестокий и хладнокровный маньяк. На его счету более 30 жертв. Его злодеяниям посвящают книги и фильмы, его криминальные подвиги изучают агенты ФБР, а эксцентричные поклонницы до сих пор плачут над нелегкой судьбой убийцы.
Но картина "Красивый, плохой, злой" Джона Берлингера берет в фокус не столько знаменитого душегуба, сколько его любимую женщину – Лиз Кендал. В списке Банди она стоит особняком: хотя ее внешние данные полностью совпадают с теми, кого он убивал – длинные волосы с прямым пробором, миловидная внешность, но по каким-то своим причинам маньяк не причинил ей никакого вреда. Если не считать морального, конечно. Надо сразу сказать, что режиссер Берлингер так и не дает ответ на вопрос – почему Кендал выжила. Но уделяет внимание внутреннему состоянию своей героини. Оно и понятно. Сегодня мы переживаем период, когда не только феминистки новой волны, но и психологи вещают о разного рода манипуляторах – нарциссах, психопатах, пикаперах, абьюзерах, скамерах и прочих негодяях. Тед Банди здесь рассматривается через эту же призму: мало того, что он убил кучу женщин, так еще и водил за нос несчастную Лиз.
В прессе о Банди говорят, как об изощренном мизогине. Его негативное отношение к женщинам можно даже понять. Ведь когда ты на протяжении долгих лет успешно обманываешь многих девушек, то волей неволей проникаешься презрением к прекрасному полу в целом. Если начать анализировать кровавый путь Банди, то можно прийти к выводу, что убивал он в основном тех, кто стремился ему помочь. Маньяк использовал один и тот же удачный прием – знакомился с очередной милой девушкой, демонстрировал ей свои костыли или фальшивый гипс, а затем лишал жизни. Сходство этих девушек было не только внешним, но и внутренним – эмпатия и дружелюбие превращало их в жертву маньяка.
Совсем другая ситуация с дамами, которые близко соприкоснулись с Банди и тем не менее остались живы. Существует версия, что первой женщиной, которая разбудила в Теде зверя, стала его однокурсница Стефани Брукс. В прессе эта "роковая" леди появлялась и под другими именами – Марджори Рассел, Лесли Холланд и Сьюзан Филипс. Однажды она объявила Банди, что слишком хороша для него, поэтому им надо расстаться. Возможно, именно этот акт унижения стал для Стефании своеобразной защитой – несмотря на то, что Банди еще пытался потрепать ей нервы, но отказался от акта расчленения. Из фильма "Красивый, плохой, злой" мы узнаем, что и Лиз Кендал не была такой невинной овечкой. Можно даже сказать, что Банди в какой-то мере является ее жертвой. Несчастный маньяк использовал и манипулировал всеми, кроме тех, кто сам был готов воткнуть нож в его грешную спину.
Правда, на волне критики администрации Трампа возникла еще одна версия, почему Банди такой плохой и злой. Кровавый убийца был республиканцем, открыто критиковал "левых" и сторонников антивоенного движения. В 1972 году он участвовал в избирательной компании губернатора Дэниела Дж. Эванса, строя козни его конкуренту. Одним словом, Тед представлял собой того самого "белого мужчину", для которого женщина – не человек, а значит ее жизнь особой ценности не имеет.
Режиссера Джона Берлингера гораздо больше занимали не политические воззрения Банди, а его упорство в отрицании своей вины. Главный герой готов выступить перед обществом в какой угодно роли, только не жестокого душегуба. Весь фильм он носит маски: романтичный парень, остроумный адвокат дьявола – самого себя, даже Анри Шарьер – знаменитый "Мотылек", о котором Тед Банди прочел в заключении.
Вторая часть фильма, которая посвящена суду над Банди выглядит гораздо динамичнее первой, в которой маньяк крутит шуры-муры с Лиз. Этому есть объяснение. Дело в том, что Джон Берлинггер – документалист. А "Красивый, плохой, злой" он выпустил на экраны одновременно с телевизионной лентой "Беседы с убийцей". Сцены суда в художественном фильме – это точная реконструкция реального суда. Впрочем, в кинобиографии Берлингера таких сцен хватает. Вместе со своим коллегой Брюсом Синофски он снял документальные фильмы "Сторож брата" и "Потерянный рай". Сюжет и той, и другой ленты касался обвинений в убийстве. Разница лишь в том, что фигуранты были невинны, а Банди жестоко убил несколько десятков человек.
Тед Банди прославился своими преступлениями, хотя в его биографии существует еще одна страница. Какое-то время он работал в службе доверия и вполне успешно ставил на путь истинный тех, кто решил осуществить суицид. Возможно, ему нравилось чувствовать себя всемогущим – дарить жизнь и забирать ее.
Текст: Анастасия Ванина