Что смотреть: сериал "Миссис Америка" с Кейт Бланшетт
Кейт Бланшетт наверняка получит "Эмми" за блестящее исполнение роли консервативного политика Филлис Шлэфли в сериале "Мисси Америка". С 15 апреля сериал доступен на Hulu.
Филлис Шлэфли в исполнении Кейт Бланшетт – одиозная героиня, которая восхищает и вызывает раздражение одновременно. Она, бесспорно, очень умна (в сериале мы видим, как уверенно Шлэфли оперирует терминами о ядерном оружии; позже узнаем, что она написала несколько книг о национальной безопасности), талантлива, она харизматичный спикер и у нее достаточно жесткий характер, чтобы баллотироваться в Конгресс США еще в начале 1950-х, когда женщин там можно было пересчитать по пальцам. Шлэфли могла бы стать действительно успешным политиком и вести США к светлому будущему и даже, возможно, представлять права женщин, но вместо этого она вошла в историю как ультраконсерватор, которая боролась против Поправки о равных правах и ненавидела феминисток.
Действие "Миссис Америка" происходит в 1970-е и показывает движение за ратификацию Поправки о равных правах (ERA), которое навсегда изменило политический и социальный ландшафт в Штатах. Филлис Шлэфли – реальный персонаж со сложным бэкграундом. Она выросла в семье, где мать много работала, чтобы обеспечить дочерям прекрасное образование, тогда как отец годами получал пособие по безработице, но в сериале мы видим, что формально в понимании Филлис и ее матери он остается главой семьи. Филлис получила степень магистра искусства, позже изучала ядерную физику и, по ее собственным воспоминаниям, работала "пулеметчиком и техником на крупнейшем в мире заводе боеприпасов". Вышла замуж за успешного юриста, родила шестерых детей – муж обеспечил ей стабильную жизнь и поддерживал ее страсть к политике. Уже во взрослом возрасте получила юридическое образование. Еще с 1950-х делала попытки баллотироваться в Конгресс США, выступая от Республиканской партии.
"Перед сериалом я мало что знала о Филлис, поэтому для меня все это было процессом открытий, – рассказывает в интервью Collider Кейт Бланшетт. – Почему я хотела сняться в "Миссис Америка"? Чтобы понять и рассказать другим, что заставило ее бороться против феминизма и как она могла думать таким двойственным образом. Она представляет целый образ мышления в Америке, который актуален до сих пор. Шлэфли олицевторяет Америку с ее любовью к традициям, иерархии и порядку".
Главная сила "Миссис Америка" в том, что его главная героиня – персонаж, полный конфликтов, и за ней невероятно интересно наблюдать. Главный конфликт – практически экзистенциальный, и заключается в том, что по своей сути Шлэфли была феминисткой, хотя и публично всю жизнь отрицала феминизм. Это доказывает ее жизненный путь, блестящее образование, активность и успешная политическая карьера. В свой адрес Шлэфли не терпит сексизма. В одной из сцен коллега ее мужа с удовольствием ест приготовленные ею маффины и говорит – мол, вкусно, а ты не думала открыть пекарню, намекая на то, что это хорошее занятие для приличных женщин. На что Шлэфли-Бланшетт испепеляет его взглядом и сухо замечает: "Нет, никогда".
При этом оппоненты и журналисты обвиняли Филлис в лицемерии – ее политическая риторика была наполнена хитрыми уловками и софистикой. Это блестяще показано Бланшетт в первой серии, в сцене, когда Шлэфли собирает вокруг себя симпатизирующих ей домохозяек, чтобы представить свою политическую программу против Поправки о равных правах. Она аппелирует к тому, что Поправка лишает женщин безопасности – теперь их могут отправить в армию или, не дай бог, отменят алименты, что заставит женщин работать на двух работах, чтобы прокормить детей. "А если женщина будет так много работать, она будет уставать – и в конечном итоге женщины перестанут рожать детей", – хитро заключает Шлэфли под гром аплодисментов своих подруг.
Внутренний конфликт своей героини Бланшетт передает в основном мимикой, что особенно хорошо заметно в крупных планах. Одна из самых ярких сцен – в финале, когда ей позвонил избранный президент Рональд Рейган, объясняя, что, несмотря на ее надежды и агитацию за него, он не будет предлагать ей должность в своем кабинете. Ее муж спокойно бросает "плохо" и спрашивает, во сколько обед. "В шесть, всегда шесть", – задумчиво говорит героиня.
Отдельное удовольствие – рассматривать костюмы Бланшетт и других актрис, над которыми работала художница Bina Daigeler. Платья оттенка пыльной розы, юбки-карандаши, сорочки с бантами – гардероб Шлэфли говорит одновременно о ее женственности и умении этой женственностью манипулировать. В одной из сцен она появляется в нежном бальном платье с оборками, которое точно повторяет платье Oscat de la Renta, которое Шлэфли надела на важный для нее ужин в 1971, где выступила с разгромной речью о Поправке. Это отлично снято: изящная, как кукла, Бланшетт – олицетворение красоты и изящества, с холодной улыбкой произносит слова, которые у современного человека вызывают лишь недоумение.
В тоже время оппоненты Шлэфли – а это писательница и журналистка Глория Стайнем в исполнении Роуз Бирн, Бетти Фридан (ее играет Трейси Ульман), президент Национальной организации женщин США и другие феминистки одеты куда более расслабленно и свободно и в большинстве сцен выглядят как хиппи. Глория Станем носит мини-юбки, характерные для 70-х go-go boots и у нее длинные распущенные волосы – внешне она стопроцентный антогонист идеально собранной Шлэфли. Художница по костюмам говорит, что одевала их как настоящих женщин, и большую часть костюмов нашла в винтажных магазинах. Их феминизм Шлэфли и ее подруги оценивают как признание слабости и неуспеха у мужчин. "Глория Стайнем – она же красотка, почему она не вышла замуж", – говорит Алиса, подруга Шлэфли, когда они сидят в салоне красоты, и обсуждают, сколько опасностей для традиционной американской семьи несет феминизм. К концу сериала Алиса, кстати, также станет феминисткой, устроится на работу и наденет брючный костюм
Для Кейт Бланшетт роль одиозного консервативного политика стала вызовом. Внешне они похожи, особенно благодаря фирменной укладке Шлэфли с высоко собранными волосами, которая очень идет Бланшетт. Готовясь к роли, Блашетт прочла десятки книг Шлэфли – "архив Филлис огромен, я чуть не утонула под его весом". При этом актрисе не удалось поговорить с близкими или друзьями Филлс, умершей в 2016 году спустя пару дней после того, как из печати вышла ее книга в поддержку Дональда Трампа. По словам Бланшетт, у Филлис, которая была занята семьей и политикой, почти не было друзей. Сегодня Бланшетт видит этот сериал особенно актуальным – потому что навязанная Шлэфли риторика до сих пор звучит с политических трибун в США, да и по всему миру. "Каждую неделю, пока мы снимали сериал, все вопросы, о которых говорили феминистки еще в 70-х и 80-х годах, возникали на повестке дня – о равной оплате труда, насилии и дискриминации. Все успехи, достигнутые американским обществом, сегодня снова возвращаются нас в суды, где женщины борются за равные права. Для меня самое важное в сериале – то, чтобы он поддерживает этот разговор живым. Что такого страшного в равенстве, в конце концов?"