7 самых скандальных фильмов в истории Каннского кинофестиваля
На протяжении своей семидесятилетней истории Каннский кинофестиваль никогда не боялся споров. Иногда эти споры вызывало содержание фильма – например, когда в 2002 году безжалостно жестокий триллер Гаспара Ноэ "Необратимость" заставил некоторых гостей фестиваля упасть в обморок, иногда – поведение режиссеров, которые никогда не боялись выражать свое мнение. Пока избранные счастливчики прямо сейчас смотрят в Каннах главные кинопремьеры, мы рассказываем о самых противоречивых фильмах за всю историю фестиваля.
Талантливая сатира Федерико Феллини, рассказывающая о богемном светском журналисте в исполнении Марчелло Мастрояни, еще до премьеры в Каннах имела особую репутацию. Накануне фильм стал культурной сенсацией в Италии и заслужил презрение католической церкви. Ватиканская газета L'Osservatore Romano осудила фильм в статье, озаглавленной "La Schifosa Vita" ("Отвратительная жизнь"). Католики особенно оскорбились из-за первой сцены фильма, где вертолет несет статую Христа над Римом, вызывая трепет и радость зрителей внизу. Весь этот шум только сыграл на руку, и в Каннах лента также стала сенсацией. Феллини забрал домой желанную "Золотую пальмовую ветвь", а "Сладкая жизнь" стала кассовым хитом Америки и заработала четыре номинации на "Оскар".
Спустя год после того, как во Дворце фестивалей была обнаружена бомба – неудавшаяся попытка террористической атаки, – в 1976 году перед каннской публикой предстала премьера шедевра Мартина Скорсезе. "Таксист" стал мишенью президента жюри Теннесси Уильямса, который раскритиковал зашкаливающее число сцен кровопролития в фестивале того года. "Наблюдение за насилием на экране – жестокий опыт для зрителя", – сказал Уильямс репортерам. Тем не менее каннское жюри не могло отрицать художественные достоинства картины и в конечном итоге присудило "Таксисту" Золотую пальмовую ветвь. "Половина зрителей поднялась и аплодировала, – вспоминает продюсер Майкл Филлипс. – Другая половина свистела". Но Скорсезе этого не увидел: узнав, что Теннеси Уильямс раскритиковал "Таксиста", режиссер пропустил церемонию награждения и улетел обратно в США.
Когда "Криминальное чтиво" выиграло Золотую пальмовую ветвь, больше всех был удивлен Квентин Тарантино. "Я никогда не ожидаю, что выиграю что-нибудь, потому что я не снимаю такие фильмы, которые объединяют людей", – сказал режиссер. "Я снимаю такие фильмы, которые разделяют людей". Криминальная эпопея режиссера была в тот год самым обсуждаемым фильмом в Каннах, хотя, как отметила Los Angeles Times, "не обязательно вызывала наибольшее восхищение". Например, зрители куда теплее приняли романтический фильм Кшиштофа Кесьлевского "Три цвета: красный".
Спорный и вызывающий триллер Гаспара Ноэ до сих пор остается самой скандальной премьерой в истории Канн. По оценкам, не менее 200 зрителей вышли из показа, а еще 20, как сообщается, нуждались в медицинской помощи после обморока. "За 25 лет работы я ни разу не видел такого на Каннском фестивале", – сказал BBC представитель пожарной команды. "Сцены в этом фильме невыносимы даже для нас, профессионалов".
В главных ролях в ленте – тогдашняя пара Венсан Кассель и Моника Беллуччи. В фильме рассказывается, как мужчина пытается отомстить человеку, изнасиловавшему его девушку. Одна из самых жутких сцен – девятиминутное изнасилование героини Беллуччи, единственная сцена в фильме, где камера остается в фиксированном положении. Даже два десятилетия спустя эти сцены невозможно смотреть.
Взгляд американского режиссера Софии Копполы на историю французской королевы Марии-Антуанетты должен был поляризовать европейскую аудиторию. А после оскароносного успеха "Трудностей перевода" София Коппола привлекла еще больше внимания к своему высокобюджетному биографическому фильму. "Мы всегда знали, что французы защищают свою историю, и это одна из проблем", – сказала режиссер на премьере. "Но я намеренно хотела сначала показать это во Франции".
"Мария-Антуанетта" была встречена в Каннах холодно. Газета The New York Times сообщила, что после просмотра в воздухе раздались "похотливые возгласы и короткие аплодисменты". Многие критики выделили в фильме роскошные визуальные эффекты, но не историческую точность, однако Коппола восприняла критику спокойно. "Я думаю, что лучше получить реакцию, чем посредственный ответ", – сказала она. И, как и в большинстве фильмов в этом списке, с тех пор рейтинг и критическая оценка "Марии-Антуанетты" только выросли.
Ларсу фон Триеру не привыкать к скандалам. Датский режиссер на протяжении всей своей карьеры подвержен критике за женоненавистничество и жестокое обращение с актерами на съемках. Бьорк поклялась никогда больше не сниматься в кино после работы с Фон Триером над "Танцующей в темноте". Николь Кидман прошла через все трудности на съемочной площадке "Догвилля", а ее напарник Пол Беттани назвал этот опыт "восемью чрезвычайно долгими неделями в самом удручающем месте, в котором я когда-либо был в своей жизни".
"Антихрист" оказался еще более мрачным местом. Действие начинается с медленной смерти ребенка, падающего из окна, и дальше все становится только ужаснее. Находясь в душе и занимаясь сексом во время инцидента, неназванные родители ребенка уходят в хижину в лесу, где горе и чувство вины начинают сводить их с ума. Шарлотта Генсбур получила награду за лучшую женскую роль, а Фон Триер в тот же год получил специальную антипремию от жюри, которое объявило "Антихриста" "самым женоненавистническим фильмом самопровозглашенного крупнейшего режиссера в мире"...
Романтическая драма рассказывает о бурных отношениях между свободолюбивой художницей (Леа Сейду) и девушкой-подростком (Адель Экзаркопулос). Фильм Абделатифа Кешиша вызвал в Каннах восторженные отзывы, в том числе за десятиминутную сцену секса между Сейду и Экзаропулос. Каннское жюри разделило Золотую пальмовую ветвь между двумя актрисами и их режиссером. Фильм был готов стать любимцем сезона премий, но спустя несколько месяцев две актрисы рассказали об "ужасных" условиях, в которых Кечиче поставил их во время съемок.
"Когда мы были на съемках, я поняла, что он действительно хотел, чтобы мы дали ему все", – сказала Адель Экзаркопулос. "Большинство людей даже не осмеливаются просить о том, что он делал". Сейду утверждала, что съемка сексуальных сцен была унизительной и заставляла ее чувствовать себя "проституткой". Обе актрисы заявили, что никогда больше не будут работать с Кешише, который отверг все утверждения о жестоком обращении, назвав высказывания Сейду "клеветническими".