Женский вопрос: в PinchukArtCentre открылась новая выставка
30 октября в PinchukArtCentre открылась выставка "Свое пространство". В ней 20 художников, среди которых Влада Ралко, Жанна Кадырова, Алевтина Кахидзе, рассуждают о позиции женщины в украинском искусстве.

Пробраться к выставке "Свое пространство" не так просто, и в этом усилии, которое совершает зритель, видится особый подтекст. Выставка расположена на четвертом этаже арт-центра, и, чтобы попасть на нее, нужно пройти несколько залов с предыдущей экспозицией "И снова демократия", которая открылась еще летом. Усилия того стоят: "Свое пространство" – острый, личностный, сложносочиненный проект, из которого в будущем может вырасти с десяток выставок, посвященных условному пространству женщины в украинском искусстве за последние лет 80.

Одна из самых сильных точек выставки – работа Алевтины Кахидзе. В небольшом фильме под названием "44" художница рассуждает о "репродуктивном насилии", повторяя 44 раза вопрос "а у вас есть дети?", а потом 44 раза отвечая на него с разными эмоциями: "нет". Очевидно, проект для художницы личный, но одновременно общий для многих украинских девушек. Алевтина говорит, что 44 года – тот возраст, который в украинских клиниках репродуктивной медицины называют "рубежом" для возможности здоровой беременности и родов. "44" – работа деликатная и женственная, это не вывод, а скорее приглашение к разговору – про моральное насилие, возможность выбора и стереотипы, которыми живет общество.


Кураторы выставки – Татьяна Кочубинская и Татьяна Жмурко, которые подготовили ее в рамках исследовательской платформы PinchukArtCentre. Татьяна Кочубинская рассказывает, что проект родился из вопросов, которые волновали девушек-исследователей в их команде: почему, например, в Паркоммуне, одном из самых известных в истории украинского искусства арт-сквотов, было мало женщин-художниц? Какое место в арт-мире занимали те, кто все-таки реализовал себя тогда и активно работал? Как относились к ним мужчины-коллеги?

Именно об этом проект Марины Скугаревой "Мне хорошо", которая как раз работала в рамках Паркомунны. Ее инсталляция – три подушки с изображениями коллег-мужчин по Паркомунне: супруга Марины Олега Тистола, друзей Николая Маценко и Константина Реунова. Кажется, художнице комфортно работать в окружении мужчин, в самом названии инсталляции слышится идею уюта, комфорта, дружеской атмосферы. Но подушку со своим автопортретом художница поместила отдельно от друзей-мужчин: вышитый яркими нитками автопортрет Скугаревой лежит на небольшой металлической кровати, похожей на кровать из больницы или какого-то казенного учреждения. Проект был создан в 1996 году при поддержке куратора Марты Кузьмы и, очевидно, в нем Скугарева заложила всю двойственность положения, в котором украинские художницы находились в 1990-е годы: мужчины-коллеги их защищали и, в тоже время, в какой-то степени были препятствием для полной реализации.


Навание выставки отсылает к эссе Вирджинии Вулф "Своя комната" (1929), в котором писательница говорит о стереотипах касательно позиции женщины-художницы в "мужском" мире. Апеллируя к этому названию, выставка предлагает задуматься, что такое "пространство" женщины в современном украинском обществе. При этом структура выставки "Свое пространство" любопытная. В ней участвуют и работы Марии Примаченко и Ганны Собачко-Шостак, созданные в 1920-х-1950-годах – так называемое "народное искусство", и самые свежие работы молодых украинских художниц, которые работают в контексте западного, современного искусства. Это, например, видео "История про старую толстую девочку", созданное остроумной и яркой Алиной Клейтман, чье здоровое чувство юмора демонстрирует, что позиция женщины в украинском искусстве сегодня сильна.


Выставку "Свое пространство" можно увидеть до 6 января 2019 года.
