Все об уникальной выставке Ай ВэйВэя во Флоренции
Чтобы обрести свободу, нужны тысячелетия культуры – о выставке Ай Вэйвэя во Флоренции рассказывает искусствовед Джулио ди Гропелло.
В настоящее время по всему миру проходит сразу три персональных выставки Ай Вэйвэя, не считая множества групповых экспозиций, включающих его работы.
Планы для большинства из них разрабатывались на бумаге, пока Ай Вэйвэй находился в Пекине в ожидании паспорта и разрешения на выезд из Китая.
Однако открывшаяся во Флоренции 22 сентября выставка Libero (итал. "свободный") стала беспрецедентным в своем роде событием. Впервые Ай Вэйвэй, звезда мирового масштаба, получил возможность лично, будучи свободным человеком, посетить выставочную площадку до открытия выставки и на месте решить, как организовать пространство!
Результат превзошел все ожидания: Ай Вэйвэй превратил мрачное, монументальное здание эпохи Возрождения в полную сюрпризов игровую площадку, в полной мере демонстрирующую многогранность и силу таланта современного китайского художника.
Фасад знаменитого здания преобразился: окна второго этажа закрыли надувные лодки вроде тех, в которых обычно беженцы – эти герои нашего времени – переплывают моря в поисках свободы.
Получившийся контраст вызывает сильные чувства, пусть и не всегда положительные, как в случае с флорентийцами.
Изменения затронули все здание: в некоторых помещениях даже пришлось заново открыть ранее замурованные внутренние окна. Стены покрывают обои авторства Ай Вэйвэя, и большинство работ были созданы специально для этой экспозиции.
Каждый зал несет в себе сюрприз и, в отличие от других выставок, обладает равновесием, доказывающим, что созданный под личным контролем художника визуальный ряд получается исключительно гармоничным.
Он умудряется затрагивать сразу все темы: от жертв Сычуаньского землетрясения, из чьих портфелей он выложил гигантскую змею, до мифических личностей и борцов за свободу времен правления Медичи – от Савонаролы до Данте Алигьери, представленных на портретах из Lego. Во всех его работах обязательно присутствует невероятное мастерство китайских ручных ремесел – от миниатюрной керамической волны до гигантских воздушных змеев, от знаменитых скульптур из мебели, созданных без единого гвоздя и клея, до наручников из темно-зеленого нефрита.
В нескольких версиях представлены его фотоработы, изучающие перспективу, а на нижних этажах посетителей ждут видеозаписи и документы, рассказывающие о долгом творческом пути этого архитектора, художника и медиа-звезды.
По примеру Дюшана, Ай Вэйвэй превратил реди-мейд в популярный объект с политическим смыслом, выйдя таким образом за рамки эстетики Энди Уорхола. При этом мастерство, с которым созданы его работы – прямой результат многотысячелетней цивилизации, единственной возможной родиной которой является Китай. И именно сочетание этих черт и служит наиболее точным отображением современной реальности.
Libero – уникальный, счастливый результат мастерства и творческого таланта. Выставка будет проходить во Флоренции до 22 января 2017 года.
Фото: Courtesy Fondazione Palazzo Strozzi, Alessandro Moggi