КУПИТИ КВИТКИ

Работники масскульта: кто такие художники эпохи "Инстаграма"

Современные художники эпохи "Инстаграма" переосмысливают действительность необычными методами: скрещивают прошлое с настоящим, придумывают новый мир и верят в силу слова. А в них верят модные бренды.

Обладают ли художники даром предвидения? Или их удел – лишь методично документировать окружающую нас действительность? Случается, что оба этих почти полярных понятия – первое из метафизического будущего, а второе из осязаемого настоящего – удивительным образом переплетаются. Пример подобного художественного синтеза – работы Коко Капитан: в своих фотографиях она четко ловит такое важное для современной молодежи "здесь и сейчас", а в серии живописных полотен – пытается "сделать текст таким же актуальным, как и изображение". Смелое заявление для 26-летней художницы в эпоху "Инстаграма".

Реклама.
Художница Коко Капитан в Милане рядом с собственным муралом (проект Gucci Art Wall)

"Я принадлежу к поколению, для которого картинка всегда будет важнее, – продолжает Коко. – Кажется, сейчас все фотографируют, вместо того чтобы писать". Она родилась в испанской Севилье, а в 17 лет переехала в Лондон и поступила на курс фотографии в Лондонский колледж моды, но закончила учебу уже в престижном Королевском колледже искусств. Вместо того чтобы прохлаждаться в университетских стенах, Коко Капитан вовсю снимала и уже к выпускному курсу год назад успела не только сделать студенческое портфолио, но и похвастаться работами для Vogue, The New York Times Magazine и DAZED.

Тем не менее на fashion-фотографии Коко останавливаться не собиралась, несмотря на то, что она не только давала ей возможность самовыражаться, но и неплохо кормила. "Живопись всегда была моей страстью, – признается она. – С помощью фотографии ты помещаешь мир в рамку, тогда как с живописью должен создать весь мир с чистого листа. Думаю, что сейчас цифровые технологии сделали живопись более ценной, чем когда-либо. У нас все еще сохранились сильные привязанности к идее мастерства, и живопись здесь играет огромную роль. Сегодня мы тратим невероятно много времени на цифровые устройства, но я, находясь в галерее, не хочу смотреть в экран".

Я принадлежу к поколению, для которого картинка всегда будет важнее

Свои фотографии в "Инстаграме" Коко исправно разбавляет слоганами, а также пытается показать, что красоту живописного пейзажа, будь то морская гладь или бушующий океан, можно передать только словами. Слово для нее заменило яркий, мощный экспрессионистский жест, когда художники выплескивали на холст полбанки краски и неистово проходились по нему широкой кистью. У нее же вместо этого – идеально подобранные фразы. Ее слоганы кому-то могут напомнить точно выверенные, будто вырезанные скальпелем работы американской концептуальной художницы Дженни Хольцер, светодиодная инсталляция которой Protect me from what I want ("Защити меня от того, чего я хочу") на огромных билбордах Таймс-сквер в 1985-1986 годах поразительно актуальна до сих пор и, очевидно, еще долго продержится в списке лучших произведений искусства, использующих в качестве главного элемента слово.

Вместо размашистых и бескомпромиссных плакатных шрифтов Хольцер у Капитан – будто робкой детской рукой выведенные черточки, которые складываются в не менее важные и заметные заявления. Мировую известность ей принес слоган "Что мы будем делать со всем этим будущим?", придуманный для капсульной коллекции модного бренда Gucci и ставший огромным граффити-билбордом в Милане и Нью-Йорке в рамках проекта Gucci Wall Art, который поднимает чрезвычайно актуальный экзистенциальный вопрос.

"Что мы будем делать со всем этим будущим?"

"Иногда я просто записываю все, что приходит на ум. В других случаях я часами анализирую слова или предложения, – объясняет свою художественную методику Коко. Для нее слова невероятно ценны, она верит, что если собрать их в правильном порядке, то они могут стать лингвистическим шедевром, который будет похож на живопись. Коко завораживает то, как люди говорят, и то, что для них это так естественно; ее восхищают те, кто, не владея языком идеально, умудряются выразить очень сложные эмоции с помощью ограниченного словарного запаса и неправильной грамматики. Эта удивительная точность "языковых" работ художницы поразила и Алессандро Микеле, креативного директора Gucci. Алессандро и Коко связывает не только fashion-сотрудничество: ее фразы украшают стены старинного флорентийского палаццо, в котором в январе этого года вместо музея марки открыли Gucci Garden Galleria – инновационное пространство, соединившее традиции и современность, магазин уникальной одежды и аксессуаров, выставочное пространство, а также ресторан, кухню в котором поставил трехзвездочный мишленовский повар Массимо Боттура.

Gucci Garden. Когда Алессандро Микеле разрабатывал концепцию, он хотел, чтобы в этом пространстве было интересно и ценителям моды, и гастропутешественникам, и тем, кто интересуется современным искусством

Через похожую машину времени проходят образы из рисунков Игнаси Монреаля – еще одного художника, работы которого стали основой не только для лимитированной коллекции #GucciHallucination, но и для рекламной кампании бренда сезона весна-лето – 2018. Модели с подиума вдруг оказались в своеобразном Зазеркалье – Игнаси умело вписал их в художественные традиции и сюжеты прошлого. Но его картины при этом не напоминают лубок или сатиру на полотна гиперреалистов. Напротив, крутой замес прошлого и настоящего выглядит невероятно свежо.

Иллюстрации Игнаси Монреаля для рекламной кампании Gucci весна-лето – 2018

С тех пор как Алессандро Микеле в 2015 году стал креативным директором Дома, курс Gucci очень изменился. Частью этих изменений стало сотрудничество с молодыми художниками, которых Микеле находит в основном в "Инстаграме". Дизайнер говорит, что с ними у него одинаковое чувство прекрасного, и признается, что влюблен в работы каждого.

Иллюстрации Игнаси Монреаля для рекламной кампании Gucci весна-лето – 2018

Именно в "Инстаграме" Микеле нашел еще одну художницу – Хелен Дауни, известную под псевдонимом Unskilled Worker. Она работает в неопримитивистской манере. Ее трогательные рисунки – дань уважения прошлому. В них Дауни с детской непосредственностью рассказывает о самом важном – о том, что мир вокруг может быть сказочным, надо только приложить к этому немного усилий, и что любовь непременно победит. Алессандро Микеле нашел Хелен еще в 2015-м и пригласил для участия в выставке No Longer / Not Yet, которая открылась в Шанхае в октябре того же года. А в октябре этого в онлайн-магазины марки поступит эксклюзивная коллекция, состоящая из 40 предметов, рисунки для которых создала Unskilled Worker.

Иллюстрации Хелен Дауни для коллекции Gucci prêt-à-porter, которая поступит в продажу в октябре 2018-го

Придуманный мир всегда был частью мира моды. И если у Игнаси Монреаля он проявляется в будто оживших полотнах прерафаэлитов, а у Хелен Дауни – в ее детских рисунках, словно найденных на чердаке у бабушки, которая хранила все, что связано с любимой внучкой, то Коко Капитан однажды придумала себе братьев-близнецов, которых у нее никогда не было. Их изображения ожили в cover story для арт-номера Vogue UA.

Иллюстрации Хелен Дауни для коллекции Gucci prêt-à-porter, которая поступит в продажу в октябре 2018-го

Съемка прошла на вилле в пригороде Лондона. Именно в таком доме Коко могла бы жить со своими вымышленными братьями. Для съемки их роль исполнили друзья Коко – братья-близнецы Ян Эдуард и Эрик Эммануэль. И если бы у Коко на самом деле были братья, она бы им сказала: "Идите со мной, не оставляйте меня". Вместе идти в неопределенное будущее действительно как-то проще.

Текст: Александр Щуренков

Фото предоставлены Gucci

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.