Что нужно знать о тиражном искусстве
С 20 по 27 февраля в Киеве можно увидеть гравюры Пикассо, Дали, Малевича и Кандинского. Ответить на популярный вопрос "гравюры – это оригинал или копия?" Vogue.ua попросил Светлану Старостенко, искусствоведа и специалиста аукционного дома "Золотое сечение".
Впервые я узнала о гравюрах еще подростком. Мне было 11, и я взахлеб читала Стефана Цвейга. Очень полюбила его рассказ "Незримая коллекция". Трогательная история о немецком коллекционере, который всю жизнь, отказывая себе и близким в необходимом, охотился за работами известных мастеров-граверов – Дюрера, Рембрандта, Мантеньи… Когда же он внезапно ослеп, то сохранил возможность "рассматривать" свою коллекцию пальцами, благодаря объемным или вдавленным линиям на отпечатках графических работ (объем масляного мазка, к примеру, не может дать представления об изображении). Эта история меня поразила.
На самом первом аукционе гравюр в "Золотом Сечении" меня впечатлила одна работа. Стасис Красаускас, литовский художник-график создал целую серию работ для альбома о советском спорте. В этой гравюре было всё. Динамика и сила. Красота и история. Смотреть на нее можно было бесконечно. Этот автор в нашей стране почти неизвестен, но я думаю, что многим знакома нежная и изящная, как ювелирное украшение, его линогравюра "Юность" – эмблема знаменитого литературного журнала.
В сентябре 2017 года на выставке гравюр Editions негде было упасть яблоку. Очередь желающих увидеть произведения самых известных украинских и европейских мастеров растянулась на 300 метров. Мы показывали Пикассо, Дали, Шагала, выполненных в разных техниках: литографии, офорта, шелкопечати. Многие гости тогда спрашивали: что такое тиражное искусство и можно ли считать это оригиналом? Пора расставить точки над i.
Сразу обозначу, что тиражное искусство – прекрасная во всех смыслах вещь. Для начинающих коллекционеров это возможность купить хорошую, качественную работу недорого. А для опытных – шанс заполучить картину Сальвадора Дали, например, по невысоким ценам (в отличии от того, сколько стоит его живопись).
Если говорить простыми словами, гравюра – это и метод, и непосредственное художественное произведение. В обиходе гравюрой называют любое произведение, созданное с помощью прорезки или выцарапывания на твердой поверхности. Также гравюра – это любой печатный оттиск с пластины или камня, где рисунок или вырезан, или нанесен с помощью краски специальным методом.
Основные виды гравюры – линогравюра, ксилография, офорт и литография. Линогравюра – техника, где основой является рисунок на линолеуме. Рисунок вырезают на линолеумной пластине разными металлическими резцами. Таким образом получается форма. Потом рисунок с формы отпечатывается на бумаге. Бумажный отпечаток, как и сама техника, называется линогравюрой, или эстампом.
С линогравюрой активно работали украинские художники-шестидесятники. Это и Алла Горская, и Григорий Гавриленко. В 1964 году вышла серия линогравюр "Наш современник", с очень характерными образами своего времени.
Ксилография (гравюра на дереве) – изображение, выполненное резцами на деревянной поверхности. Самые первые гравюры были как раз на дереве и ксилографию использовали при печати первых книг. Для этого подходят не все породы деревьев, обычно используют грушу или дуб. Деревянную поверхность (дощечку) тщательно шлифуют и даже заглаживают воском. Рисунок вырезают так же, как и на линогравюре, но твердость дерева позволяет сделать изображение более подробным, добавить четкие детали. Но и работать с деревом намного сложнее, чем на линолеуме. Самым знаменитым мастером ксилографии в мире является Альбрехт Дюрер. Сегодня его гравюры конца 15 века уходят на европейских торгах за сотни тысяч долларов.
Офорт (или гравюра на металле) – это техника создания формы из меди или цинка. Рисунок наносят на предварительно обработанную, отшлифованную, гладкую металлическую пластину. Такая работа требует исключительного физического напряжения. У украинского скульптора Билыка это единственная серия офортов, но многие современные украинские художники работают с офортом как с основной техникой. Это Тарас Ковач, Сергей Гета, Константин Калинович. Известно, что поэт Тарас Шевченко был талантливым художником-акварелистом, но мало кто знает, что он был и настоящим мастером офорта. Шевченко создал серию офортов "Живописная Украина". В 1844 году эта серия была издана в Санкт-Петербурге отдельным альбомом и пользовалась большой популярностью. Любопытно, что после его выхода Шевченко еще долго получал заказы на создание дополнительных экземпляров этих офортов.
Еще одна техника – литография, гравюра на специальном литографском камне. Система нанесения рисунка на камень сложная: это может быть и процарапывание, и нанесение рисунка кистью с тушью, и рисование карандашом. Литография интересна тем, что позволяет достичь тонких градаций цвета, похожих на рисунок акварелью. Интересно, что литографские камни иногда выставляются в музеях, рядом с работами. Так, в музее Анри Тулуз-Лотрека во французском городке Альби я лично видела камни, с которыми работал Лотрек. Там же, от пола до потолка, на трех языках висит баннер с объяснением, как создается литография – чтобы зрители все представили воочию. Тулуз-Лотрек был одним из основоположников этой техники и использовал ее для создания афиш спектаклей, рекламы кафе и ресторанов.
Во Франции 38 лет подряд, начиная с 1946 года, выходил журнал об искусстве Derriere Le Miroir. Удивительно, но факт: прижизненные оригинальные цветные литографии Пикассо, Шагала, Миро, Кандинского были вкладышем в журнал. Иногда в одном выпуске было 5-6 таких приложений! Тираж одного журнала составлял 1500 экземпляров, и сейчас некоторые из этих приложений к знаменитому журналу можно встретить на аукционах.
Гравюра невероятно популярна в первую очередь потому, что она позволяет выпустить работы определенным тиражом. С одной исходной пластины можно получить много оттисков, и так гравюра становится инструментом популяризации художника – особенно в те времена, когда социальных сетей еще не было.
Люди часто спрашивают: гравюра – это оригинал или копия? Или же это авторская копия? Я встречала на наших выставках гостей, которые покидали галерею разочарованными, – мол, это напечатано, значит, это подделка (копия, репродукция, нужное подчеркнуть). Зря: гравюра – это не копия. Сколько бы воспроизведений одного работы ни сделал автор или авторизованная институция с его участием или без, уже после смерти автора, – все работы оригинальны. Каждый оттиск, как бы велик бы ни был велик тираж, является оригиналом. И точка.
Второе по популярности мнение, что тиражное работы – это репродукция. И снова неверно. Репродукция – это бесконтрольное воспроизведение художественных произведений кем угодно и в неограниченных количествах. Но даже самая удачная репродукция не имеет ничего общего с искусством, потому что ее не касалась рука автора, художника. С гравюрой все иначе: отпечаток сделан с авторской плиты или камня, на котором и изображение, и авторская подпись были нанесены самим художником.
Гравюры могут стоить дорого, очень дорого. Цена формируется исходя из значимости самого художника, важности определенного периода создания работы, размер также имеет значение. Но есть и факторы, которые свойственны только гравюрам. Например, авторский отпечаток ценится выше. Также ценны первый (как самый яркий) оттиск и последний (как все, что никогда не повторится). Гравюры, подписанные художником от руки, в разы дороже тех, где авторская подпись была нанесена только на исходник.
Аукционные дома, которые не один год на рынке, успешно проводят торги по тиражному искусству. В Украине первый аукцион по тиражному искусству – Editions – мы провели в январе 2017 года. С тех пор у нас есть традиция: мы покупаем в Европе и Америке тиражные работы всемирно известных мастеров, украинских и советских авторов, формируем коллекцию и выставляем на торги. Так, в ближайшую среду, 27 февраля в "Золотом Сечении" состоится уже пятый аукцион по принтам. По традиции это будут работы Василия Кандинского, Филиппа Нойера, Сальвадора Дали, Жоана Миро, Михаила Дерегуса, Леопольда Левицкого.
Важно сказать о том, сколько же все-таки стоит гравюра. Для примера возьму недавние продажи на мировых флагманских аукционах – Sotheby's и Christie's. В ноябре 2018 года в Christie's, на аукционе Modern Prints было несколько рекордных продаж. Линогравюра Пабло Пикассо "Обнаженная у источника" 1962 года, подписанная и пронумерованная автором, отпечатанная на престижной во все времена бумаге Arches. При средней оценочной стоимости 15 000 – 20 000 долларов США, работа была продана за 27 500. Это классический пример, как за сравнительно (с живописью) небольшие деньги можно получить в частную коллекцию одного из самых дорогих художников в мире.
Но абсолютным рекордом продаж в этот вечер стала продажа подписанной и пронумерованной литографии нидерландского графика Маурица Корнелиса Эшера – за 40 000 долларов США при оценке в 8 000 – 12 000. Что интересно, тираж был достаточно большим – 108 экземпляров.
Позже, там же, в Christie's, на аукционе старых мастеров в январе этого года, ксилография Альбрехта Дюрера "Четыре всадника Апокалипсиса" была продана за 612 тысяч долларов.
Sotheby's прошлой осенью показал еще более интересные в финансовом смысле результаты. Аукцион назывался Prints & Multiples. Литография Дэвида Хокни 1980 года, подписанная и пронумерованная автором, была продана всего за 32 500 долларов (при том что живопись Хокни стоит миллионы).
У меня в тиражном искусстве есть свои личные фавориты. Я обожаю офорты Павла Макова. Сложно определиться, какая его серия мне нравится больше. Они как цветы – каждая прекрасна по-своему. Например, работы 1990-х годов из серии Utopia. На одном листе сделано несколько оттисков – один поверх другого. Пятна (как бы от чая) тоже не случайные. Все это складывается в один общий образ и напоминает то ли атлас животных и растений, то ли географическую карту, то ли старинную книгу. Разбогатею и обзаведусь целой коллекцией его работ.