КУПИТИ КВИТКИ

Почему нужно увидеть проект "Искушение Босха" в музее Ханенко

В музее Ханенко после пятилетней реставрации презентовали триптих "Искушение святого Антония", созданный в 1520-е годы учениками Иеронима Босха. История атрибуции шедевра и реставрации увлекательна, словно детектив.

"Искушение святого Антония"

Пять лет назад, когда начались реставрационные работы, команда музея во главе с заместителем гендиректора Еленой Живковой поставила перед собой задачу найти ответы на несколько вопросов. Как картина "Искушение святого Антония" попала в коллекцию мецената Богдана Ханенко? Каков ее провенанс? Кто именно из последователей или учеников Босха выполнил копию и когда именно? Чтобы ответить, понадобилось пять лет, помощь двух реставраторов Национального реставрационного центра Украины, более десяти ученых и исследователей, а также лаборатории Artlab – и огромное желание вернуть шедевр украинскому зрителю.

Реклама.

Богдан Ханенко приобрел триптих как оригинальное произведение Иеронима Босха не позднее 1911 года – единственное, что было известно о происхождении картины до реставрации. Во время реставрации выяснилось, что Ханенко купил его в Мюнхене на аукционе знаменитого антиквара Юлиуса Бьолера, к которому триптих попал из коллекции французского психиатра Анри Гимбая. То, что это копия, выяснили уже в 1927 году, но до наших дней было неясно, кем и когда она выполнена. Изучая триптих, украинские исследователи пришли к выводу, что работа была создана учениками мастерской Босха примерно в 1520-х, спустя четыре года после смерти художника. Копия, которая находится в Киеве, считается одной из самых старых и лучших – это несколько лет назад подтвердил и Питер ван дер Бринк, один из ключевых исследователей нидерландского искусства в мире. Любопытно, что триптих "Искушение святого Антония", находящийся в Музее старинного искусства в Лиссабоне, долгое время считали единственным оригиналом – но сейчас и его относят к вероятным репликам мастера.

Процесс реставрации левой створки

Время создания работы определено с большой точностью – это 1520-е годы. "Мы нашли подготовительный рисунок, который лежит под слоем живописи, – посвящает в тонкости работы реставраторов Елена Живкова. – И этот рисунок оказался очень творческим: он не выглядит как точная копия, он не "рабский", а свободный и творческий. Это, а также данные о происхождении дерева, на которое был нанесен живописный слой, дает нам возможность сделать вывод, что наш триптих очень близок к двум самым знаменитым копиям картины – полной версии произведения из Музея изящных искусств в Брюсселе и левой панели из музея Прадо в Мадриде. Они созданы в 1520-е годы, и мы полагаем, что и наша копия датирована тем временем – когда мастерская Босха после его смерти в 1516 году еще продолжала активно работать. Вероятно, эта работа кисти тех же мастеров, которые вместе с Босхом трудились и над оригиналами его картин".

Процесс реставрации правой створки

По словам куратора проекта Елены Живковой, снять шедевр такого уровня из экспозиции и отправить на реставрацию – задача почти невозможная, но сделать это было необходимо, чтобы сохранить работу. "Сколько я помню триптих, он постоянно "болел". На его створках – центральной и левой – периодически появлялись вздутия, грозившие осыпаться, и мы могли потерять шедевр". В процессе реставрации мастера выяснили, почему 500-летняя картина "болела". Оказалось, в конце ХІХ века триптих реставрировали в Германии – срезали живопись с левой и центральной аутентичных дубовых панелей и перенесли на полотно. Именно это старая травма вызвала угрозу осыпания картины. Теперь, чтобы сохранить картину, триптих нужно содержать в герметичном киоте.

Процесс реставрации средней створки

Триптих "Искушение святого Антония" – признанный шедевр европейской живописи. Во всем мире есть не более 15-ти его копий – полных и фрагментарных. Работа посвящена популярному в Средневековье сюжету – сверхъестественным искушениям, которым подвергся святой Антоний во время пребывания в египетской пустыне.

"Босх творил в те времена, когда живопись была максимально близка к религии и философии, – говорит куратор проекта. – Но его визуальные размышления никогда не выглядели как поучительные проповеди. Они будто специально были придуманы для того, чтобы приобщить зрителя к распутыванию скрытых смыслов и решению символических квестов. Если добавить к этому постоянное балансирование художника между земным и "виртуальным" мирами, черным юмором и легкой иронией, а также на грани немного социальной сатиры, то получается, что образы Босха, растиражированные теперь интернетом на множество цитат, можно рассматривать как архетипы современного искусства".

Проект "Искушение святого Антония" можно увидеть в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко с 5 марта по 30 апреля.

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.