Как арт-ярмарки перешли в онлайн: мировой и украинский опыт
Пандемия, поразив все сферы человеческой жизни, не могла не затронуть рынок искусства: одна за другой выставки, фестивали и ярмарки перекочевывают в онлайн, где становятся доступными для широкой аудитории по всему миру. Гиганты арт-рынка приспосабливаются к новой реальности и становится все сложнее отрицать, что рынок искусства больше никогда не будет прежним. Разбираемся, какие из мировых ярмарок современного искусства перешли в онлайн и насколько такая модель оказалась эффективной.
Всемирно известная ярмарка современного искусства Art Basel одной из первых перешла в диджитал-пространство, открыв двери виртуального павильона ещё 20 марта. Свой пятидесятилетний юбилей ярмарка в Базеле вынуждено отметила в цифровом формате, что никак не помешало 282 галереям-участницам выставить работы своих художников общей суммой почти в миллиард долларов. Онлайн-выставка стала новой территорией для большинства галерей, которые, приняв вызов, расширили границы привычного экспозиционного пространства белого куба до своих индивидуальных выставочных потребностей.
Преимущество виртуальной платформы, помимо доступности из любой точки мира и колоссального охвата посетителей, в удобстве онлайн-кабинета ярмарки. Он позволяет размещать видео, сохранять и публиковать любимые работы или понравившиеся галереи, а также использовать фильтры для поиска и просмотра онлайн-залов и их содержимого. Содиректор лондонской галереи Union Pacific Грейс Шофилд, делясь своими ощущениями от участия в Art Basel Online, сказала, что такой формат в условиях мирового кризиса – отличная возможность продемонстрировать работы, поддержать художников, галереи и рынок в целом, но с точки зрения новых контактов физические офлайн-ярмарки все-таки незаменимы.
Интернет-активность стала спасением для многих галерей, дилеров и художников, поскольку опросы, проведенные ассоциациями галерей, нарисовали довольно мрачную картину мира искусства после пандемии. Последовав удачному примеру Базельской ярмарки, вместо полной отмены события Art Dubai также перевела свою физическую ярмарку в онлайн. За неделю цифровой каталог галерей-участниц посетили более 53 520 уникальных пользователей. Art Dubai не стали отменять и основные запланированные ивенты, с легкостью переведя лекционную и дискуссионную программу в формат видеоконференций и Zoom-встреч. Такая онлайн-альтернатива физическим ярмаркам становится полезным опытом и помогает проанализировать, насколько современные технологии могут быть применимы для поиска новых каналов взаимодействия с аудиторией.
Теперь арт-ярмарки теряют свою прежнюю нарочитую элитарность. Даже будучи посетителем VIP-залов, перед светящимся прямоугольником экрана можно сидеть в домашних тренировочных штанах. Новое время требует новых проектов, поэтому не удивительно, что за период локдауна на арт-арене возникла новая, никогда не существовавшая вне виртуального мира, ярмарка. Pandemic Art Faire была запущена исключительно на период пандемии и "призвана эстетически подбодрить вас в это нелегкое время самоизоляции". По словам организаторов, ярмарка останется в сети до конца пандемии, и новые художники будут добавляться на сайт еженедельно. "Эта идея пришла буквально из ниоткуда", – говорит художник и соучредитель ярмарки Тэд Кинкейд. "Мы говорили об отмене арт-ярмарок и о том, как мы могли бы быстро организовать онлайн-ярмарку, отменить которую может только компьютерный вирус". Сегодня на сайте представлены десятки преимущественно американских художников, их число продолжает расти каждую неделю.
Украинский арт-рынок пострадал от пандемии не меньше: многие выставки были отменены или перенесены на неопределенный срок. В этом году столичный культурный фестиваль Kyiv Art Week, по примеру мировых ярмарок, также отправляется в виртуальное пространство, где с 20 августа по 31 октября трансформируется в Kyiv Art Fair – одну из самых масштабных в Европе диджитал-платформ для экспонирования и продажи современного искусства. 25 галерей со всей Украины, берлинская галерея Kwadrat, польские участники Galeria Lescer, десятки художников, сотни работ и мощная образовательная программа теперь доступны онлайн.
Начиная с августа активно работает образовательная онлайн-площадка фестиваля. Встречи в прямом эфире, лекции, перформансы и ток-шоу с участием известных деятелей украинской арт-сцены в этом году посвящены теме денег в искусстве. Звездой лекционной программы этого года стал известный во всем мире искусствовед и философ Борис Гройс, который провел интерактивную онлайн-встречу с посетителями ярмарки.
Гулять по воссозданному в 3D пространству КВЦ "Парковый", в котором должен был проходить фестиваль, можно уже сегодня. Платформа задумана как перманентно растущий живой организм, внутри которого постоянно что-то происходит. Так организаторы анонсировали множество интеграций — они будут интересны как заядлым посетителям арт-ярмарок, так и тем, кто случайно кликнул на ссылку. Для коллекционеров организован онлайн-кабинет с удобным интерфейсом для покупки произведений искусства. Если вы ждали знака вселенной, чтобы наконец-то сходить на онлайн-выставку, — то это он! За новостями Kyiv Art Fair можно следить на официальных страницах в социальных сетях и на сайте.
Текст: Ульянова Ксения