Надя Шаповал о выставке Янниса Кунеллиса в фонде Prada в Венеции
В мае фонд Prada открыл в Венеции ретроспективу художника Янниса Кунеллиса. На открытии побывала стилист Надя Шаповал.
Fondazione Prada впервые проводят сольную выставку одного художника в стенах своей венецианской площадки – палаццо Ca’ Corner della Regina. Ретроспектива работ Янниса Кунеллиса расположена на трех этажах и представляет более 60 его картин.
Легендарный итальянский куратор и глава Prada Fondation Джермано Челант остановил свой выбор на Кунеллисе по многим причинам. Во-первых, именно Джермано в 1960-х годах изобрел термин "arte povera" для художественного течения, чьим ярким представителем был Кунеллис. Во-вторых, художник, ушедший из жизни в 2017 году, оставил огромное наследие и сегодня признан одним из важнейших итальянских художников 20-го века.
Яннис Кунеллис, родом из портового города Пирей, в 1958 году, будучи двацатилетним парнем, сел на поезд в Афинах и навсегда покинул Грецию – страну своих детства и юности. Он направился в Рим, где учился в Accademia di Belle Arti. Этот шаг он позже комментировал так: "Я не писал своей матери четыре года, потому что решил порвать любую культурную связь с Грецией. Я перестал разговаривать на греческом языке, и это было травмой для меня, которая позже стала ментальной". Этот шаг художника из мифического Востока к материальному Западу стал решающим для его творчества.
Позже, спустя два года после переезда, Кунеллис совершает путешествие на греческом торговом судне, на котором работал его отец, в Америку. По пути он видит Мюнхен, Массачусетс, Бостон и, наконец, Манхеттен, а позже возвращается в Европу через Антверпен. Это путешествие изменило художника и превратило в человека, который ищет дом, и находит его везде, превращая пространство вокруг себя в место обитания. Эта линия красной нитью проходит в его раннем творчестве: через дорожные знаки, алфавит, рекламные щиты еще незнакомой ему Италии он говорит о наболевшем – о поиске дома. Он трансформирует их, деконструрируя надписи на белых полотнах, что отображает фрагментарность реальности, в которой находился художник. Работы этого периода (1960-1966) можно увидеть на первом этаже палаццо Ca’ Corner della Regina.
В 1967 году художник добавляет новые элементы – огонь и металл. Он использует огонь из газовых горелок, обжигая с его помощью цветы из металла. Здесь Яннис начинает проявлять себя как социально ориентированный художник, отвечая на события, которые происходили на улицах Европы – студенты больших городов устраивали демонстрации, требуя свобод. Большой газовый цветок на уровне глаз как будто вырывает зрителя из пространства галереи. Вскоре появляются другие элементы, дающие пламя: свеча, парафиновая лампа, сухое топливо, а также рисунки-следы от огня на стенах галерей – все эти инструменты напоминают зрителю, что пламя рукотворное, промышленное. Это было заявление художника о радикализации способа создания искусства, отрицание любых границ, а также открытый манифест его левых взглядов. Эти знаковые работы также можно увидеть в палаццо Ca’ Corner della Regina, они буквально вписаны в стены свежеотреставрированного второго этажа.
Еще одна работа, которая отображает кризис персональный и одновременно мировой – Tragedia civile 1975 года – находится на фоне стены, покрытой сусальным золотом. На ней висит ничем не примечательное бюргерское пальто со шляпой на типичной вешалке, которую можно увидеть в кофейнях Парижа или Вены. Здесь видна аллегория на самого автора и на его любимого писателя – Франца Кафку. Часто Кунеллис отождествлял себя с персонажем романов Кафки – анонимом К. Серое пальто, повешенное на фоне пышной золотой стены, заставляет зрителя переживать ничтожность личности современного человека. Этой работе выделена отдельная комната с видом на Гранд Канал.
В начале 1970-х вся европейская интеллигенция увлеклась левыми взглядами, и это не обошло Кунеллиса. Во-первых, у художника был совершенно нетривиальный выбор материалов, к которым он обращался – к примеру, мешки с углем. Уголь – прямой символ начала капитализма. Также он создавал инсталляции из мешков с кофе и гороха. Кофе также был представлен горками на ручных весах (эту работу расположили на лестнице между первым и вторым этажами палаццо). У кофе довольно сложная история – его часто связывают с колониализмом, рабским трудом при добыче. Практически, как уголь ранее, кофе – это топливо современного мира. Кунеллис постоянно повторял эти элементы из года в год.
Продолжая тему анонимного человека К., на третьем этаже палаццо Ca’ Corner della Regina на полу в ряд аккуратно сложены черные "офисные" пальто, брюки, шляпы и ботинки. Рядом с ними другая работа – вагонетки, нагруженные углем и железом, молчаливые символы начала новой индустриальной эры. На третьем этаже палаццо под потолком подвешены шкафы – так художник декларировал то, что он работает с пространством по-новому.
Художник также работал с темами равновесия и гравитации в диалоге с городским пространством. Во внутреннем дворе палаццо представлена работа 1992 года, которую автор подарил набережной Барселонета в Барселоне – это огромный подъемный портовый кран, к которому подвешены кофейные мешки. Ретроспектива заканчивается на нулевом этаже, где собран архив афиш и фотографий, а также представлены видео театральных постановок, над которыми работал Кунеллис.
"Меня называли артистом в 60-х, потому что не знали, как еще определить взаимодействие с мешками с углем. Но я именно художник, и я на этом настаиваю. Потому что быть художником – это означает составлять образы, но никто не может указать, в какой манере или технике. У каждого художника есть свое видение и свой способ составления образов. Понятие "художник" связывают с традиционным искусством, а "артист" – с революционным. Это просто смешно. Либерализм подарил картине свободу и полностью восстановил интеллектуала в художнике", – эти слова Кунеллис сказал в 1996 году, и они полностью отображают его творчество, которое обязательно к просмотру в современном мире.
Выставка Jannis Kounellis будет работать в Венеции до 24 ноября.
Фото: Agostino Osio-Alto Piano; Courtesy Fondazione Prada