До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

5 самых интересных павильонов на Венецианской биеннале

11 мая стартовала Венецианская биеннале – главное событие в мире для тех, кто интересуется современным искусством. Vogue.ua побывал на превью и выбрал пять национальных павильонов, которые нужно обязательно увидеть, если вы собираетесь в Венецию. И это только вершина айсберга – многое осталось за кадром.

Инсталляция Лоренцо Куинни, Венеция, май 2019
Кэти Уилкес, павильон Великобритании

В Британский павильон на сольную выставку Кэти Уилкес я попала, простояв огромную очередь под дождем, поэтому увиденное восприняла чуть более обостренно. Кто-то из коллег говорил, что выставка Уилкес незрелищная и может здесь "потеряться" – так вот, ничуть. Проект Уилкес утонченный, трогательный и "тихий", но, чтобы в него вникнуть, и вправду понадобится не меньше часа.

Реклама

Ирландка Кэти Уилкес стала известна в 2008-м, когда вошла в финал престижной премии Тернера. После были сольные проекты в центре Помпиду и нью-йоркском MoMА, участие в биеннале в Венеции от Шотландии (Кэти живет в Глазго) – и, наконец, Британский совет, патрон павильона Британии в Венеции, пригласил Кэти представлять в Венеции Великобританию.

Кэти Уилкес знаменита в первую очередь скульптурными инсталляциями. Часто это вещи, которые окружают нас в быту, не очень красивые, неуклюжие и какие-то несчастные: грязная посуда, засохшие цветы, разбитые чашки, пакеты для продуктов. Были они и на биеннале, а вместе с ними – одинокие, меланхоличные, худые девушки, которые заблудились или потеряли что-то. Меня тронула скульптура неуклюжей девушки в пышном зеленом платье, которая потеряла свою ногу. Работы Уилкес сложно трактовать – рядом нет ни кураторских текстов, ни даже названий (Уилкес скептически относится к официальным интерпретациям), поэтому, вероятно, каждый, кто был на превью биеннале, будет интерпретировать проект Кэти по-своему. Для меня он оказался о том, что в нашей обычной жизни красоты и трагедии куда больше, чем мы себе представляем. Сама художница почти не дает интервью, а в описании своего проекта пишет: "Я снова и снова скорблю об обычных вещах. Мой проект состоит в том, чтобы постоянно приближаться к чему-то, что вы не совсем понимаете".

Японский павильон

В этом году Япония показывает на биеннале проект под названием Cosmo Eggs. Он посвящен экологии – пожалуй, самой популярной теме нынешней выставки. Проект японцев вышел медитативным: провести в павильоне меньше получаса не выйдет – там удобно лежать на мягком надувном диване, бесконечно фотографировать и слушать. Такое погружение обеспечивает обьединение в проекте представителей разных профессий: художника, композитора, антрополога и архитектора. Главный "персонаж" проекта – огромные валуны, которы образуются на берегу океана после цунами, а тему кураторы описывают как "сосуществование в мире будущего", имея в виду сосуществование человека и природы, или космоса – в более широком понимании.


Проект начался с того, что японский художник и фотограф Мотоюки Шитомичи несколько лет фотографировал валуны на японских островах Мияко и Яэяма и те трансформации, что с ними происходили – например, как валуны стали домом для птиц и растений. В пространстве выставки эти огромные обломки горных пород интерпретированы по-разному: в виде композиций, которые напоминают пение птиц, как медитативное короткометражное кино, поэзия, инсталляции. Японский павильон в Венеции чист и безукоризнен, в нем ничего лишнего.
Павильон Ганы
Фото: David Levene, courtesy the artist and White Cube

Павильон Ганы производит головокружительный эффект. Во-первых, архитектура: звездный британский архитектор Дэвид Оджайя, который в свое время строил дома для Александра Маккуина и Юргена Теллера, превратил пространство павильона в несколько традиционных домиков племени гурунси. Они низкие, темные, со стенами насыщенного песочного оттенка – песок, кстати, сделан из почвы, привезенной в Венецию из Ганы. За счет того, что все обьекты размещены в таком тесном и практически обжитом пространстве, павильон Ганы очень тактильный, чувственный, осязаемый.

А еще запах. В павильоне пахнет рыбой – плотный животный запах буквально сбивает с ног и заставляет помнить ощущения, пережитые в павильоне, еще долго. Он – часть инсталляции художника Ибрагима Махана. Махана, который несколько лет назад участвовал в конкурсе Future Generation Art Prize и показывал свои работы в Киеве, делает инсталляции из сырья, а его любимые темы – миграция, глобализация и экономические отношения. Специально для биеннале он соорудил инсталляцию из сеток, которую в Гане традиционно использовали для ловли рыбы, заполнив их тем, что часто находят в водах – мусор, фантики, бутылки, а также кусочками засушенной рыбы. Отсюда тот самый запах.

Гана пригласила для участия в национальном павильоне шесть художников: помимо Махама, это еще одна звезда международного уровня, скульптор Эль Онацуи, который, как и Махама, использует для своих инсталляций (а часто это огромные ковры) сырье – например, старые жестяные банки. Еще одна участница павильона – Фелиссия Аббаи, первая признанная женщина-фотограф Ганы. То, что для страны искусство – хороший способ дипломатии, руководство Ганы не скрывает: на открытии павильона присутствовала первая леди страны Ребекка Акуффо-Аддо.

Литва

Над экологической проблематикой блестяще поработали в павильоне Литвы, который взял "Золотого льва" на биеннале. В каменных стенах Арсенала, который раньше служил в том числе и оружейным складом Венеции, литовцы выстроили пляж: с песком, шезлонгами, зонтиками и живописными отдыхающими в купальниках. Загорают они с видом не на океан, а на бетонные стены Арсенала, а параллельно поют.

Это опера-перформанс, поэтому поют профессиональные оперные певцы. Сначала кажется, что перформеры поют о чем-то обыденном, но потом в череде слов понимаешь, что их песни – практически сводка новостей: они поют о вулканах, которые извергаются и нарушают планы авиакомпаний, о Рождестве, которое сейчас мы порой отмечаем в весеннюю погоду. По словам жюри Венецианской биеннале, литовцы получили приз за "экспериментальность своей трактовки". На самом деле это значит, что архисерьезную и фундаментальную тему они подали ярко, ясно и привлекательно. Мир рушится, люди поют и загорают под искусственным солнцем – такая себе антиутопия версии 2019 года.

Лор Пруво и французский павильон

Как и Британию, Францию на биеннале представляет звездная художница – обладательница премии Тернера Лор Пруво. Ее сольная выставка Deep See Blue Surrounding You ("Глубокая синева окружает тебя") стала чуть ли не самой популярной на биеннале – все три дня превью к ней нужно было выстоять примерно часовую очередь. В павильоне можно увидеть морских чудовищ из муранского стекла, океанский мусор, а также фильм, снятый художницей во время путешествия на лошадях по Франции. Зрители смотрят фильм, находясь в созданном художницей животе осьминога.

Еще одна часть проекта Пруво – это туннель, который она почти секретно роет вместе с друьями, чтобы соединить павильоны Франции и Великобритании (они стоят по соседству). Так художница хочет напомнить миру о своей связи с двумя странами (она почти 20 лет прожила в Великобритании) и о том, что, по сути, делить искусство по национальному признаку – анахронизм.

Текст: Дарья Слободяник

Фото: xavierhufkens.com, Courtesy of Lisson Gallery, Getty images

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.