Никита Кадан и Евгения Моляр – о новой жизни Кмитовского музея
Благодаря умелому кураторству и успешному краудфандингу Кмитовский музей изобразительного искусства обрел новую жизнь и многообещающие перспективы.
Начиная с середины лета каждые выходные караваны авто из Киева отправлялись в село под Житомиром — в Кмитовский музей изобразительного искусства имени И. Д. Буханчука. Изумительный кунстхалле в двух часах езды от Киева занимает здание в стиле позднего модернизма прямо посреди классического идиллического украинского пейзажа с хатами и полями. Прибывших — кураторов киевских арт-институций, художников, любителей прекрасного — привлекали новые выставочные проекты. Их инициировал недавно созданный отдел современного искусства при Кмитовском музее — в составе художника и главы отдела Никиты Кадана и искусствоведа Евгении Моляр.
Основатель музея Иосиф Буханчук писал в 1980-х в высшие инстанции:"Пришлите в Кмитов красивых искусствоведов из Москвы". Военный, работавший по всему Союзу, к финалу своей карьеры он увлекся искусством и загорелся мечтой: "Каждый колхозник должен видеть советское искусство". В 1985 году по инициативе Буханчука в Житомирской области было построено здание нового музея, в котором и представили уникальную коллекцию. В ней есть работы выпускников художественных училищ союзных республик и полотна известных мастеров — полноценный портрет советской эпохи. Во времена независимости институцию (до 1991 года — Кмитовский музей советского изобразительного искусства) переименовали в Кмитовский музей изобразительного искусства имени И.Д. Буханчука. В 2018 году в музее появились волонтеры, благодаря которым общество узнало о "кмитовском феномене". В этом году здесь запустили кураторский проект "Жесты отношения". В его рамках при поддержке Украинского культурного фонда с июля по ноябрь прошли пять выставок. В декабре — согласно планам кураторов — состоится эпилог "Жестов…", а в будущем году выйдет каталог по результатам работы — и часть коллекции музея, возможно, отправится на гастроли.
"До начала деятельности отдела современного искусства экспозиция музея была наполнена "барвистим співучим народництвом", — рассказывает куратор проектов Никита Кадан о том, как несколько лет назад "из советских работ экспонировали те, которые выглядели наименее советски". Глава отдела современного искусства как раз этими отправленными в хранилище советскими работами и заинтересовался. Участник художественной группы Р.Э.П. и кураторской группы "Худрада", Кадан начал работать с темой исторической памяти на заре 2010-х. Предвестником стал проект "Постамент. Практика вытеснения", за который он получил главную премию PinchukArtCentre в 2011 году. В 2017-м вместе с Ладой Наконечной и Николаем Ридным делал выставку "Отложенное будущее" в лондонской галерее GRAD, в 2018-м — "Зрелище неорганизованных масс" в Доме искусств в чешском Усти-над-Лабем. В этом году Кадан посвятил украинскому авангарду и политике памяти персональную выставку "Проект руин" в венском Музее современного искусства MUMOK.
"Как наше настоящее определено советским прошлым" — по этому принципу Кадан собирал кмитовские выставки "Жестов отношения". В экспозиции — как произведения из коллекции музея, так и работы современных украинских художников. В их названиях — актуальные темы современности. "Просвещение и патернализм" — о советской трансформации идеи просвещения. "Читая обломки" —об осмыслении руин советской эпохи. "Война в музее" — о пропаганде и влиянии мифа о "большой победе" на современный язык рассказа о войне. "Сегодня мы будем изобретать нации" — о современной национальной идее и ее связи с советским интернационализмом. "Непослушные тела" — о телесности и квирности в искусстве. "Что может быть более критичным, чем современное искусство? В условиях декоммунизации и доминирующей стратегии не видеть прошлое мы предлагаем критический анализ", — говорит Евгения Моляр, куратор проекта по защите мозаик Soviet Mosaic In Ukraine фонда "Изоляция" и участница запущенной в регионах Украины в 2015 году инициативы "ДЕ НЕ ДЕ", организующей проекты по творческому переосмыслению советского наследия.
В музейных стенах диалог эпох для посетителей превращается в проверку техники чтения исторических параллелей. К примеру, работа Николая Карабиновича "И дым отечества нам сладок…" (кальян, сделанный из самовара), в которой куратор видит "игру элементами разных национальных стереотипов", демонстрируется среди многообразия декоративно-прикладных атрибутов советской эпохи. Уже тогда прием жонглирования был освоен успешно: народные техники использовались для актуальных сюжетов. На тканых коврах представлено интернациональное объединенное сообщество "детей-всех-стран-объединяйтесь", а на керамической вазе роспись пышной фольклорной флорой обрамляет агитационное "миру — мир". Постановочное счастье образца 1951 года (Раиса Зенькова, "Веселая передача") внедряется в советские интерьеры новой поры, украшенные по евростандарту пальмами в кадке, в живописной серии Юрия Пикуля "Декоративные элементы".
"Наша кмитовская деятельность — некое повествование с моралью. Вернер Херцог говорил, что он не является ни "массовым" режиссером, ни режиссером- интеллектуалом — скорее, он кто-то вроде рассказчика на восточном базаре, вокруг которого собираются люди послушать истории. У нас происходит нечто похожее. Все дело —в магии заговаривания мира.Чтобы остановить машины эксплуатации,машины капитализма и национализма, можно их вовлекать в такие речевые сети", — формулирует Кадан. На кураторских экскурсиях слушатели два часа следуют за ним послушной паствой.
Выставками дело не ограничилось. "Кмитовский феномен" — это еще и круговорот событий вокруг институции. На краудфандинговой площадке biggggidea Моляр запустила сбор средств на реставрацию 19 работ из коллекции музея. У 11 из них судьба детективная: были украдены и в 2009 году возвращены в музей поврежденными. Для сбора необходимой суммы друзья-художники продавали свои работы на онлайн-аукционе. Среди прочих была работа — участница основного проекта 58-й Венецианской биеннале — банка с икрой авторства Жанны Кадыровой, изготовленная из гранита, добытого в Коростышевском карьере, тут же, на Житомирщине. Сумму благополучно собрали, и международный фонд "Возрождение" ее удвоил. В марте начались массовые волнения в "Фейсбуке": музей атаковали противники слова "советский" в названии отдела современного искусства. В защиту музея выступили пресса и арт-сообщество. Спустя полгода слово из названия все же убрали, но километры комментариев на тему идеологии в искусстве остались как красноречивое свидетельство эпохи перемен.
"Это была не только филантропическая деятельность по оживлению музея. Это кураторский проект, который находится в близком статусе к проектам художественным", — считает Кадан, который в сентябре выступал с докладом о Кмитовском музее в Берлинском университете искусств. "Теперь у меня появилась идея фикс. Если пополнить коллекцию работами диссидентов этого же периода, музей перестанет быть "советским" по факту", — говорит Моляр. Пока они дуэтом работали над "Жестами отношения", успели намечтать музею прекрасное будущее. Организовать кураторские резиденции при музее для изучения коллекции. В яблочном саду расставить свезенные со всей Украины памятники, снятые с постаментов, — вождям, известным героям и безвестным пролетариям. В боковом крыле перезапустить библиотеку, оборудовать детскую комнату и внизу, среди фантастических деревянных резных панно с интарсией, открыть "Бар Буханчук". Кажется, он может вместить достаточно желающих тостовать в честь Кмитовского музея в целом и отдела современного искусства в частности.
Текст: Татьяна Соловей
Фото: Vasilina Vrublevskaya
Стиль: Venya Brykalin
Ассистент стилиста: Vika Filipova
Продюсер: Marina Sandugey-Shyshkina