До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Куратор Саша Андрусик – о том, каким будет новый "Павильон культуры" на ВДНХ

Новый сезон у Саши Андрусик, соосновательницы музыкального агентства "Ухо", отмечен рядом премьер и камбеков. Возвращаются концерты "Ухо-ансамбля", запускается одноименный лейбл, открывается выставка опер на ВДНХ, идет съемка документального фильма

"Я — куратор? В Древнем Риме так называли человека, который среди прочего занимался водопроводом и канализацией. В этом смысле у меня самая серьезная кураторская родословная: мой дедушка прокладывал водопровод от Кадетского Гая к Бессарабке. Возможно даже, что я главный киевский куратор", — смеется Саша Андрусик.

Реклама
Саша Андрусик. Платье из вискозы Totême (helen-marlen.com); атласные мюли, SIX.; кожаная сумка, Saint Laurent (kameron.ua); колье, серебро, браслет, желтое золото, все – Tiffany & Co.

Теперь — еще и лауреатка. В мае этого года вместе с сооснователем "Уха" Женей Шимальским и продюсером Катей Сулой она получила Национальную премию Украины имени Тараса Шевченко за цикл "Архитектура голоса". 19 легендарных концертов с "редкой звуковой картинкой", которые прошли с 2014 по 2018 год в разных точках Киева, составили троичный цикл "про город и музыкальные рифмы с ним". Среди локаций – бассейн "Олимп" и нудистский пляж, оранжерея ботсада и Кирилловская церковь.

"Мы занимались мимолетной красотой. Создавали сложную инфраструктуру ради каждого концерта. Мне нравится этот жест, и можно было бы всю жизнь строить такие хрупкие дворцы, но это неправильно с точки зрения развития музыкальной сцены", — комментирует Саша. Потому на 240 тысяч гривен премии запускается одноименный лейбл. Он будет записывать современную классическую и импровизационную музыку, в том числе и в исполнении "Ухо-ансамбля", существующего под руководством Луиджи Гаджеро с 2015 года, а также междисциплинарные проекты на пересечении с разговорным жанром. Релизы будут выходить на цифровых платформах и на виниле. "Мы прежде всего надеемся записать Киев, киевский голос, но вообще интересно деконструировать классический лейбл: от функционала обложек (может ли обложка быть, например, скульптурой?) до самого смысла слова "покупка" в случае цифровой записи", — так основатели определяют задачу лейбла. И целятся на международную аудиторию.

Саша Андрусик и Луиджи Гаджеро в 2018 году

В историю киевской общественной жизни вручение Шевченковской премии "Уху" войдет не только из-за беспрецедентного присуждения ее неформатному агентству, но и из-за лауреатской речи Саши Андрусик. За несколько дней до церемонии был совершен брутальный полицейский рейд в арт-кластер на Нижнеюрковской, где прописана практически вся киевская электронная сцена. Принимая премию, Саша проявила цеховую солидарность и озвучила проблему притеснения музыкантов. "Мы сделали цикл про город как общность. Прежде всего, голоса и архитектуры, но и просто — общность горожан. Об этом же была и моя речь, а еще о том, что высокого искусства не бывает без андерграунда", — объясняет Саша.

"Ухо" — затратный проект в отношении не только денег, но и усилий. В суете я забываю, как это радостно. А радость — основное топливо этой истории"

Если в масштабе Украины громко прозвучала Шевченковская премия, то в мировом — прогремели релизы альбомов "Ухо-ансамбля" на европейских лейблах, а также вручение основной французской премии Académie Charles Cros, которую присуждают за выдающиеся достижения в сфере музыки и звукозаписи. Гран-при в 2020 году "Ухо" получили за монографию "Сады" японского композитора Тосио Хосокавы, исполненную ансамблем под руководством Луиджи Гаджеро с приглашенным флейтистом Марио Кароли и оформленную звукоинженером Андреем Мокрицким. Диск вышел на австрийском лейбле Kairos, хотя сама запись сделана в Украине в сотрудничестве с арт-центром Plivka, где ансамбль базировался три года и записал свои основные пластинки. В борьбе за премию "Ухо" конкурировали с гигантами вроде Klangforum Wien и Ensemble 2e2m — корифеями, специализирующимися на исполнении новой музыки.

Вести из Парижа Саша получила в день рождения ее второго сына Франциска и охотно иронизирует на тему "французской рифмы". Подобные совпадения в жизни "Уха" замечены не впервые. За восемь лет работы за агентством закрепилась репутация чудотворцев. Инсайдеров удивляло то, как создатели находили меценатов – и командой из двух-трех человек организовывали масштабные мероприятия. Зрители поражались – ведь каждый концерт превращался для них в музыкальное открытие.

В этом контексте выросла генерация украинских художников, которые на старте карьеры в качестве дизайнеров афиш, сценографов и костюмеров работали с "Ухом". Михаил Букша к настоящему времени стал сооснователем визуального издательства BOOKSHA, Оля Гайдаш работает в составе арт-дуэта Troyanda, Катя Либкинд соосновала мастерскую "Ателье Нормально", где работают среди прочих и художники с синдромом Дауна. Для музыкантов, объединившихся в 2015 году в "Ухо-ансамбль", проект стал "магистратурой новой музыки", их сольные и камерные проекты формируют современную украинскую сцену.

Благодаря "Архитектуре голоса" и у Саши появилась новая творческая задача. В жемчужной ванне бальнеологической лечебницы на концерте украинских композиторов Алексея Шмурака и Олега Шпудейко оказалась сотрудница Института театра имени Збигнева Рашевского, располагающего крупнейшим в Польше тематическим архивом. Личное знакомство с ней состоялось после. Результатом общения стала концепция киевского семинара для европейских художников и кураторов. Саша предложила формат семинара-прогулки, чтобы изучать, как это — "работать с темой памяти в городе, который бесконечно все забывает". В 2020 году группу из пятнадцати участников ждала серия променадов под цветущими каштанами Киева — "одного из самых красивых городов на земле" в эту пору. Ковидные ограничения изменили планы — но не намерения.

В этом году Саше предложили перевести семинар в видеоформат. Так она стала режиссером. В ее фильме о памяти писательница, журналистка и близкая Сашина подруга Катя Петровская, чей дебютный роман "Кажется, Эстер" получил две ключевые немецкие литературные премии, рассказывает о своем отце — литературоведе и диссиденте Мироне Петровском. Архитектор и исследователь Алексей Быков предстает как "архивариус несуществующего музея архитектуры", а поэт Дима Казаков в кадре питчит три видеоигры об ушедшем еврейском Киеве. Одна из них — о художнице и писательнице Надежде Хазиной, жене Мандельштама и главной хранительнице его наследия, запомнившей произведения наизусть и таким образом спасшей их.

Историю "международного прорыва в космос агентства "Ухо" (по замечанию музыковеда и оперного эксперта Анны Ставиченко) мы обсуждаем на балконе Сашиной квартиры. Вид тут уникально киевский: маковки Покровского женского монастыря, телевышка, полоска Днепра и высотки Оболони, а на переднем плане — зелень Кудрявского Спуска, где по ветвям скачет хорошо знакомая обитателям балкона белка. В соседней комнате спит младший, Франя. Старший — Гектор — уже проснулся, пришел к нам на мамин голос и посмотреть на белку. Двухлетний Гек — наследник части инструментов, из которых извлекали звуки на ивентах "Уха". С детской духовой секцией, которую покупали для концерта на нудистском пляже, он устраивает сольные и групповые выступления, волонтеров рекрутирует из числа друзей родителей. Крупногабаритные же объекты сценографии переехали в 13-й павильон ВДНХ на выставку, которая откроется в октябре.

Опера "Хлеб. Соль. Песок", над которой команда "Уха" работала в 2017 году

"Полезные ископаемые: выставка опер в павильоне воспоминаний" — это финансируемая Украинским культурным фондом выставка трилогии современных опер "Уха", которые агентство сделало по заказу Национальной оперы Украины в 2017—2018 годах. "В операх наша мимолетность достигла вершин. Оперы — самые дорогие из всех проектов, поставленные при этом один раз. Потому — ископаемые", — объясняет Саша название и намерение "откопать" их. Первым подарком, который получила будущая выставка, был навоз из конюшен ВДНХ. К открытию экспозиции некоторые из экспонатов сценических инсталляций — огромный конь или поющая роза из папье-маше — прорастут и дополнят насыщенную ассоциациями сценографию Кати Либкинд. Через подземный вход гости выставки-оперы попадут в "Лимб", после перейдут на первый этаж к "Хлебу, соли, песку" и поднимутся к "Моему предательскому свету".

Опера "Мой предательский свет", 2018

К выставке готовится музыкальная программа, так что это и возвращение живых концертов "Ухо-ансамбля". Но прежде всего — заявка институции "Павильон культуры". Это проект кураторского объединения с поистине звездным составом: в нем Саша Андрусик, кураторы Маша Ланько и Лиза Герман, искусствовед и адвокат создания Музея современного искусства Оля Балашова, художник Витя Глущенко, основатели архитектурного бюро "Форма" Ирина Мирошникова и Алексей Петров. Цель "Павильона" — создать экспериментальную среду, где сойдутся проекты на стыке архитектуры, музыки и современного искусства. У институции с большими амбициями будет 35 попечителей с положительной бизнес-репутацией и ясным видением, какую Украину они строят.

"Ухо" — затратный проект в отношении не только денег, но и усилий. В суете я иногда забываю, как это радостно. А радость — основное топливо этой истории", — уверяет Саша.

Текст: Татьяна Соловей

Фото: Stephan Lisowski

Стиль: Venya Brykalin

Прически: Maria Sova

Макияж: Sveta Rymakova

Ассистент фотографа: Sasha Tsurkan

Ассистент стилиста: Sasha Dudchenko

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.