В Киеве покажут живопись Айвазовского и шедевры из коллекций украинских писателей
23 ноября в аукционном доме "Золотое Сечение" открылась выставка Classic and Contemporary Art. Всего неделю в галерее можно будеть увидеть работы Ивана Айвазовского, Ивана Марчука, а также шедевры из коллекций украинских писателей Олеся Гончара и Максима Рыльского. А 1 декабря в "Золотом Сечении" состоится аукцион по классическому и современному искусству. Рассказываем, чем уникальна эта выставка и почему ее стоит увидеть.
Один из самых важных экспонатов выставки – работа всемирно известного художника Ивана Айвазовского. Последний раз работы Айвазовского продавались в Киеве на торгах 12 лет назад. Работа "Паровой фрегат в лунную ночь" (созданная в последней четверти ХIХ века) станет одним из самых ярких лотов престоящего аукциона. Картины Айвазовского всегда в цене – на аукционах Sotheby’s и Christie’s его произведения уходят с торгами за миллионы долларов.

Еще одно громкое имя на нынешней выставке – современный классик Иван Марчук. Минувшим летом полотна Ивана Марчука, автора собственной живописной манеры, "плентанизма", установили рекорд летних продаж. На выставке снова представят два его традиционных пейзажа: "Осень" 1994 года и "Освещенные хаты лунным светом", 1983 года. Последняя – из коллекции известного украинского прозаика и государственного деятеля Олеся Гончара.

Работа Марчука не единственная картина с таким интересным провенансом (провенанс – история происхождения художественного произведения, иногда – список ее предыдущих владельцев). Выставка и аукцион запомнятся тем, что организаторам удалось собрать полдюжины полотен знаменитых живописцев из собраний знаменитых писателей. Из коллекции Гончара происходит и упомянутая выше работа Марчука, и полусказочный ночной пейзаж Виктора Зарецкого – "Золотые солнца".

Еще три произведения когда-то принадлежали писателю и киносценаристу Павлу Загребельному: "Поздняя осень", 1979 года и "Старые вербы", 1975 года, авторства кисти Татьяны Яблонской.

Яркое масштабное полотно художника высочайшего уровня и значения для украинской истории Николая Глущенко тоже принадлежало Загребельному. Это изображение обнаженной женщины было экспонировано на последней персональной выставке автора в 1976 и опубликовано в каталоге проекта и в виде открыток.

Среди самых значимых картин выставки – живопись Сергея Васильковского под названием "Наездник". До недавнего времени эта картина находилась в собственности семьи поэта, известного каждому школьнику – Максима Рыльского. Интересно, что сохранилась фотография самого Максима Фадеевича в кабинете за работой, где на фоне отчетливо виден "Наездник" авторства Васильковского.

Картина одесского художника Игоря Гусева "Гусев-Куинджи" два года назад была центральным произведением на выставке "Transmuseum" в Одесском художественном музее. Это не просто переосмысление классической работы на современный лад. Гусев преобразовывает известную работу Архипа Куинджи из коллекции одесского музея с помощью глитч-эффекта (имитации сбоя цифровой передачи изображения, при котором изображение искажается, оставляя только цветовые пиксели) и эффект этот дает ощущение бесконечности. Это размышление на тему конечности художественного произведения как материального предмета и его бессмертности, как предмета искусства. По замыслу проекта, эта работа (и другие из серии "Transmuseum") как бы вторгается в постоянную экспозицию музея.

Когда зритель впервые видит произведения другого одессита , Анатолия Ганкевича, ему может показаться, что это мозаика, выложенная из смальты. На самом деле, это, конечно, холст и масло, кропотливый труд художника и уникальная манера, в которой он работает с 1990-х годов, придя к этому скорее по наитию, чем сознательно.

Рассматривать вблизи изображение, разделенное на объёмное кусочки увлекательно, но еще интереснее отступать на несколько шагов от работы – детали становятся цельным произведением. Такой эффект мозаики очень хорош в изображении мерцания, теплых отсветов солнца в воде, завораживающей глубине моря. Так фактура взаимодействует с сюжетом и композицией.
Выставка открыта с 23 ноября по 1 декабря включительно
Текст: Светлана Старостенко