Как жили в уединении знаменитые художники
Сегодня каждый из нас переживает уникальный опыт вынужденной изоляции. Ни путешествий, ни вернисажей, ни ужина в ресторане. В ботанический сад – и то нельзя. А хочется нарядиться на прогулку с размахом, как Сальвадор Дали, например, – на плечах леопардовое манто, на поводке муравьед. И жить хочется по-настоящему, не меньше чем Эдгару Дега, который в свои восемьдесят лет посещал парижские аукционы, будучи почти слепым и глухим. Но иногда самое лучшее, что можно для себя сделать – это уйти в тень (читай остаться дома). Известны случаи, когда отшельничество было вынужденным и продолжалось всю жизнь, а иногда становилось осознанным выбором. Самое время вспомнить художников, которые прошли этот сложный путь для того, чтобы навсегда остаться в истории.
В городе Мехико, на улице Лондрес, находится дом-музей мексиканской художницы удивительно судьбы Фриды Кало. Отец художницы построил этот огромный дом в 1904 году и выкрасил его целиком в голубой цвет – цвет мечты. Спустя три года здесь родилась будущая звезда мировой живописи. Она была бойкой и жизнерадостной девочкой, хотя в шестилетнем возрасте переболела полиомиелитом, что стало причиной ее хромоты.
В восемнадцать она переживает настоящую трагедию – в трамвай, в котором едет Фрида, врезается автобус. Металлический поручень пронизывает девушку насквозь. Кроме этого, было множество травм и переломов. Это страшное событие определило ее становление как художника, вектор творчества и весь будущий образ жизни. Придя в себя после аварии, Фрида попросила дать ей возможность рисовать. Отец тут же обеспечил художницу всеми принадлежностями и смастерил приспособление, на котором можно было писать лежа на спине. Под балдахином кровати повесили большое зеркало – это давало возможность создавать автопортреты и видеть пространство вокруг себя в полном объеме.
Благодаря благоприятной обстановке дома, уже через год Фрида твердо становится на ноги, поступает в институт и выходит замуж. Вместе со своим мужем, знаменитым мексиканским художником Диего Риверой, с небольшими перерывами, они остаются жить в "Голубом доме". Здесь, из-за ограниченности в передвижениях, Фрида проводит почти все свое время. Это был ее мир, устроенный только по ее правилам. Художница держала здесь обезьянок, попугаев и голубей (и изображала их на своих автопортретах).
В конце тридцатых годов Фрида Кало представляет свои картины в Париже, и одну из них даже приобретает Лувр. Но желания остаться в Европе, где так бурно развивалось искусство и проходили громкие выставки, у нее не возникает. Международное признание только усиливает ее патриотизм – из всех дальних поездок она стремится скорее домой, в свой "Голубой дом". Спустя год после ее смерти, в 1955 году дом официально превратили в музей. Среди экспонатов не только личные вещи Фриды и ее мужа: книги, фотографии, письма, посуда. Здесь же и мастерские супругов, и их десятки работ. В спальне висят портреты коммунистических лидеров Мао Цзэдуна, Ленина и незаконченный ею портрет Сталина. Посмертная маска художницы размещена на её кровати и урна с прахом тоже хранится в доме. Съемки знаменитого фильма о Фриде Кало также проходили здесь.
Для этой женщины не было полутонов ни в чем – ни в искусстве, ни в любви, ни в быту. Только одна неутолимая жажда жизни. И вся ее жизнь служит доказательством, как наперекор боли, физической неполноценности и эмоциональным страданиям, можно быть счастливой и сильной.
"Как у птиц в какой-то период происходит смена оперения (...), так и у человеческих существ наблюдаются периоды бедствий, несчастий или трудностей. В этом промежуточном периоде можно и остаться, но можно и выйти него обновленным, однако последнее не может происходить публично, ведь это совсем не развлечение, и стало быть, выход только в уединении. Вот так" – писал знаменитый Винсент Ван Гог в очередной переломный момент своей жизни.
Голландский художник-постимпрессионист Ван Гог был тихим, замкнутым ребенком и живописи в детстве не учился. Когда ему исполнилось шестнадцать, родственники устроили Винсента в свою в фирму по торговле предметами искусства. В связи с работой он переезжает в Лондон – здесь начинаются его первые потрясения. Ван Гог влюбляется и делает предложение дочери хозяйки дома, где снимает комнату. Но, оказалось, что девушка помолвлена с другим, и Винсент получает отказ. Это стало началом вереницы его неудач, началом нервных расстройств. Вскоре несостоявшегося жениха переводят в Париж. Винсент посещает художественные выставки и сам начинает писать. В двадцать восемь лет он снова влюбляется – на этот раз в свою кузину. И снова его отвергают.
В 1886 он наконец-то перебирается в Париж. Брат Тео не только поддержал деньгами и обеспечил кистями, холстами и красками. Он знакомит Винсента со знаменитыми художниками того времени: Дега, Писсарро, Сёра. Да и сам Ван Гог уже успел поучиться в брюссельской, а затем в антверпенской Академии искусств. Его живопись меняется, становится красочной и светлой. Но, из переписки братьев позже станет известно, что именно тогда появились первые симптомы душевной болезни.
Когда Тео решает жениться, Винсент чувствует себя лишним, покидает Париж и отправляется на юг, в Арль. В уединении он пишет работу "Спальня Ван Гога в Арле" – знаменитую иллюстрацию своей одинокой жизни. Там же начинаются приступы безумия. Так он попадает в психиатрическую лечебницу, а жители Арля просят мэра города об изоляции художника от общества.
Из Арля Ван Гог добровольно отправляется в больницу для душевнобольных в Сен-Реми. Когда депрессия отступает, он работает очень плодотворно. За год, проведенный там, было написано сто пятьдесят картин и около ста рисунков. В основном, это пейзажи, в которых так чувствуется его нервное напряжение. Тогда же и приходит признание – его работы на выставке в Брюсселе вызвали одобрение у коллег и критиков. Картину "Красные виноградники в Арле" публикуют в журнале и покупают с выставки за приличную сумму в 400 франков. Это полотно долго считалось единственной проданной при жизни автора работой (на самом деле их было около пятнадцати).
Весной 1890 года Ван Гог уединяется в городке Овер-сюр-Уаз. Его единственным другом становится наблюдавший его Доктор Гаше. За семьдесят последних дней своей жизни в этом городе, художник закончил семьдесят пять картин.
В 1880 году "мастер лунного света", живописец Архип Иванович Куинджи устраивает показ одной единственной картины – выставляет в своей мастерской "Лунную ночь на берегу Днепра". Экспозиция была устроена так: произведение находилось в темной комнате, а сама работа освещалась электрическим фонарем. Зрителям, которые выстраивались в очередь, казалось, что свет исходит именно от луны. Этот впечатляющий эффект был достигнут не только благодаря знанию оптических законов живописи, но и невероятному мастерству колориста Куинджи. Знаменитую картину приобрел князь Константин Константинович. А через два года успешный художник Архип Куинджи, в чьих работах читается настоящая любовь к природе и окружающему миру, почти на тридцать лет становится затворником...
Куинджи происходил из небогатой семьи выходцев из Греции (Куинджи, так называли его деда, означает "золотых дел мастер"). Детство Архипа прошло в Мариуполе, и рисовать он начал очень рано. В одиннадцать лет пошел работать: вел учет кирпичей в церкви и, пока жил при церкви, там же расписывал стены своей комнаты. Его способности были заметны и кто-то посоветовал пойти в ученики к знаменитому маринисту, самому Ивану Айвазовскому. Как это часто случалось в те годы с теми, кто одержим знаниями, пешком Куинджи отправляется в Феодосию. Но Айвазовский не берет его в ученики, мол, нет таланта. Правда, на два месяца оставляет в своем доме, поручает толочь краски для забора.
В отличие от многих гениальных художников, Архип Иванович Куинджи становится успешен коммерчески. Он – признанный и любимый художник своей современности. Но на пороге своего сорокалетия, внезапно отказывается от всего этого и "закрывается" в мастерской. Не участвует ни в одной выставке и не показывает никому ни одной своей новой работы. Конечно, Куинджи продолжает путешествовать и даже занимается бизнесом: покупает несколько домов в Крыму (на продаже картин зарабатывал он прилично), ремонтирует и перепродает. Деньги вкладывает в выгодные предприятия и совсем не нуждается. Хотя известно, что с женой они жили скромно, детей не имели, поддерживали вечно голодающих студентов. Интересно, что спустя несколько десятилетий после покраски забора в Феодосии, именно к Куинджи приводит постигать науку живописи своего внука, Михаила Латри, Иван Айвазовский.
Спустя двадцать лет затворничества, Куинджи делает перерыв, и в 1901 году показывает ученикам и друзьям четыре работы последних лет: "Вечер на Украине", "Христос в Гефсиманском саду", третий вариант работы "Березовая роща" и "Днепр утром". В том же году Куинджи все-таки устраивает настоящую выставку своих работ – последнюю в своей жизни. После этого Куинджи уходит в тень еще на десять лет – уже до самой своей смерти. За тридцать лет непубличной работы в своей мастерской, он создал пятьсот живописных и почти четыреста графических произведений.
В конце жизни он поделился с Яковом Минченковым, директором Товарищества передвижников, причиной ухода от публики, славы, коммерческого успеха. Объяснил он это так: "Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадает, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным – ну, это хорошо. А потом я увидел, что больше так не сумею сделать и что голос стал как будто спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи – и не стало Куинджи!"
Текст: Светлана Старостенко