Как искусство и художники переживали кризисы в XX веке
Сейчас в это трудно поверить, но кризис каждый раз становился стимулирующим импульсом для искусства. В период трансформации и нестабильности рождались важнейшие произведения. О том, как это происходило, рассказывает куратор Катя Тейлор. Прочтите этот текст перед тем, как посетите выставку-рефлексию украинских художников на тему пандемии "Сто дней одиночества", которая открывается в Киеве 3 июля.
Первая мировая война застала врасплох в том числе художников. Войны происходили и раньше, но такого кровопролития и такого количества жертв не было никогда. В то время еще не было антибиотиков, поэтому многие просто погибали от сепсиса после ранений, да и переливанием крови на фронте в то время никто не занимался. В целом эта трагедия, охватившая весь мир, отразилась и на том, как стало развиваться искусство. Во время войны художники впервые задумались о том, каким должно быть искусство, если оно не смогло спасти человечество от войны. Ведь оно было всегда про самое лучшее, что смогло создать человечество. Но раз мы живем во мраке, а люди, которые любят искусство, убивают друг друга, то какой вообще смысл продолжать.
Немецкий художник Эрнст Кирхнер, который В 1914 он уходит добровольцем на фронт, уже через два месяца сходит там с ума. И едет прямиком с фронта в психиатрическую лечебницу. Война произвела на него сильное впечатление, которое он пытался заглушить алкоголем и морфином. В 1915 году он напишет свою самую знаменитую работу "Солдат". На картине он изображает себя в военной форме, в своей студии, с поднятой правой рукой, на которой отрублена кисть. Этот автопортрет – шедевр психологической драмы, который показывает что Кирхнер больше не сможет писать – у него отрублена рука. И что искусство для него никогда не будет прежним.
Художник был одним из законодателей немецкого экспрессионизма, который развился в военный период. Экспрессионизм стал для многих немецких художников способом убежать от реальности. А вот абстрактный экспрессионизм, возникший середине столетия в Америке, появился уже как следствие поисков нового живописного языка художников в Германии после Первой мировой войны.
Немецкий экспрессионизм угадывается по ярким краскам, широким мазкам, характерному стилю, который граничит с магическим реализмом. На импрессионистических полотнах все странно, но не более странно, чем сама реальность в то время. В 1937 году, наряду с другими авангардистами, нацисты обозначили Кирхнера как представителя "дегенеративного искусства". 639 его работ убрали из немецких музеев, многое уничтожили.
В 1937 году в Испании шел разгар гражданской войны. Жестокий режим Франко привел к тому, что баскский город Герника был практически уничтожен. Из 6000 жителей города треть оказалась под завалами. За несколько часов на город сбросили тысячи бомб. За этим событием наблюдал весь мир. В том числе Пикассо, который в это время готовился к Всемирной выставке в Париже. Она должна была открыться через месяц. Он никогда не был в Гернике, но его так глубоко ранило это событие, что он немедленно взялся за кисть. И на протяжении месяца работал над "Герникой", картиной посвященной безжалостной бойне. Но огромное восьми метровое полотно, которое он представил в рамках испанского павильона в Париже не получило ожидаемого резонанса.
Его осудили как критики, так и публика. Прошло немало времени, прежде чем картина была признана шедевром. Активиста и основательница Международной демократической федерации женщин Долорес Ибаррури говорила: "Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме "Герники", его всё равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи".
15 сентября 1974 года на окраине Москвы состоялась первая, за время советского режима, нонконформистская публичная выставка. 22 художника, которые не хотели следовать пропаганде социалистического реализма и делали что-то свое, вышли на пустырь в Беляево, чтобы просто показать свои картины. В Советском союзе такая вольность была запрещена. Несмотря на то, что художники не получили однозначный отказ о проведении выставки, в день ее проведения вокруг пустыря собралось несколько бульдозеров, поливальных машин и автомобилей с людьми в штатском, которые не были похожи на зрителей и зевак. Кроме художников, посетителей и готовых к команде "фас" дружинников, была еще международная пресса.
Несколько художников и организаторов арестовали, остальных порекомендовали сворачиваться. А уже через несколько минут начали разравнивать землю пустыря бульдозерами, которые подгребали под себя картины и мольберты. Люди в штатском отбирали у прессы камеры и пленки. Зрелище было довольно кровожадное. Особенно учитывая, что художественная акция была мирной. Как затем объяснили на суде тем, кого задержали – они помешали воскреснику. Оказалось, что именно в этот день и час на пустыре в Беляево должна была начаться посадка деревьев. Слово посадка художники восприняли двусмысленно, учитывая сколько людей задержали на акции. Большинство картин уничтожили, а фотоматериалов почти не осталось. Тем не менее, все, что удалось спасти просочилось в западные СМИ и вызвало большой скандал. Многие сравнивали "Бульдозерную выставку" с безжалостным уничтожением Гитлером шедевров авангарда.
Это напугало советскую власть, и уже через пару недель они разрешили провести вторую выставку на открытом воздухе, которая прошла спокойно. По сути – это было первое событие, куда мог прийти любой советский художник, который занимался не соцреализмом, а концептуальным или нон-конформистским искусством без страха, что его посадят. Независимое искусство подвергалось гонениям до развала СССР, но после "Бульдозерной выставки" хватку ослабили. А то, что было призвано уничтожить искусство в прямом смысле – бульдозеры, вывели его из под тени социалистического реализма и прославили на весь мир.
Текст: Катя Тейлор
Отрывок из книги "Искусство под ключ, менеджмент и маркетинг культуры" Кати Тейлор –– основательницы агентства культурного менеджмента Port.agency. Книга выйдет в издательстве ArtHuss в 2021 году.