До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Как искусство и художники переживали кризисы в XX веке

Сейчас в это трудно поверить, но кризис каждый раз становился стимулирующим импульсом для искусства. В период трансформации и нестабильности рождались важнейшие произведения. О том, как это происходило, рассказывает куратор Катя Тейлор. Прочтите этот текст перед тем, как посетите выставку-рефлексию украинских художников на тему пандемии "Сто дней одиночества", которая открывается в Киеве 3 июля.

Первая мировая война

Первая мировая война застала врасплох в том числе художников. Войны происходили и раньше, но такого кровопролития и такого количества жертв не было никогда. В то время еще не было антибиотиков, поэтому многие просто погибали от сепсиса после ранений, да и переливанием крови на фронте в то время никто не занимался. В целом эта трагедия, охватившая весь мир, отразилась и на том, как стало развиваться искусство. Во время войны художники впервые задумались о том, каким должно быть искусство, если оно не смогло спасти человечество от войны. Ведь оно было всегда про самое лучшее, что смогло создать человечество. Но раз мы живем во мраке, а люди, которые любят искусство, убивают друг друга, то какой вообще смысл продолжать.

Реклама

Немецкий художник Эрнст Кирхнер, который В 1914 он уходит добровольцем на фронт, уже через два месяца сходит там с ума. И едет прямиком с фронта в психиатрическую лечебницу. Война произвела на него сильное впечатление, которое он пытался заглушить алкоголем и морфином. В 1915 году он напишет свою самую знаменитую работу "Солдат". На картине он изображает себя в военной форме, в своей студии, с поднятой правой рукой, на которой отрублена кисть. Этот автопортрет – шедевр психологической драмы, который показывает что Кирхнер больше не сможет писать – у него отрублена рука. И что искусство для него никогда не будет прежним.

"Солдат", Эрнст Кирхнер, 1915

Художник был одним из законодателей немецкого экспрессионизма, который развился в военный период. Экспрессионизм стал для многих немецких художников способом убежать от реальности. А вот абстрактный экспрессионизм, возникший середине столетия в Америке, появился уже как следствие поисков нового живописного языка художников в Германии после Первой мировой войны.

Немецкий экспрессионизм угадывается по ярким краскам, широким мазкам, характерному стилю, который граничит с магическим реализмом. На импрессионистических полотнах все странно, но не более странно, чем сама реальность в то время. В 1937 году, наряду с другими авангардистами, нацисты обозначили Кирхнера как представителя "дегенеративного искусства". 639 его работ убрали из немецких музеев, многое уничтожили.

Вторая мировая война

В 1937 году в Испании шел разгар гражданской войны. Жестокий режим Франко привел к тому, что баскский город Герника был практически уничтожен. Из 6000 жителей города треть оказалась под завалами. За несколько часов на город сбросили тысячи бомб. За этим событием наблюдал весь мир. В том числе Пикассо, который в это время готовился к Всемирной выставке в Париже. Она должна была открыться через месяц. Он никогда не был в Гернике, но его так глубоко ранило это событие, что он немедленно взялся за кисть. И на протяжении месяца работал над "Герникой", картиной посвященной безжалостной бойне. Но огромное восьми метровое полотно, которое он представил в рамках испанского павильона в Париже не получило ожидаемого резонанса.

"Герника", Пикассо, 1937

Его осудили как критики, так и публика. Прошло немало времени, прежде чем картина была признана шедевром. Активиста и основательница Международной демократической федерации женщин Долорес Ибаррури говорила: "Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме "Герники", его всё равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи".

Бульдозерная выставка

15 сентября 1974 года на окраине Москвы состоялась первая, за время советского режима, нонконформистская публичная выставка. 22 художника, которые не хотели следовать пропаганде социалистического реализма и делали что-то свое, вышли на пустырь в Беляево, чтобы просто показать свои картины. В Советском союзе такая вольность была запрещена. Несмотря на то, что художники не получили однозначный отказ о проведении выставки, в день ее проведения вокруг пустыря собралось несколько бульдозеров, поливальных машин и автомобилей с людьми в штатском, которые не были похожи на зрителей и зевак. Кроме художников, посетителей и готовых к команде "фас" дружинников, была еще международная пресса.

Пригласительный на выставку

Несколько художников и организаторов арестовали, остальных порекомендовали сворачиваться. А уже через несколько минут начали разравнивать землю пустыря бульдозерами, которые подгребали под себя картины и мольберты. Люди в штатском отбирали у прессы камеры и пленки. Зрелище было довольно кровожадное. Особенно учитывая, что художественная акция была мирной. Как затем объяснили на суде тем, кого задержали – они помешали воскреснику. Оказалось, что именно в этот день и час на пустыре в Беляево должна была начаться посадка деревьев. Слово посадка художники восприняли двусмысленно, учитывая сколько людей задержали на акции. Большинство картин уничтожили, а фотоматериалов почти не осталось. Тем не менее, все, что удалось спасти просочилось в западные СМИ и вызвало большой скандал. Многие сравнивали "Бульдозерную выставку" с безжалостным уничтожением Гитлером шедевров авангарда.

Это напугало советскую власть, и уже через пару недель они разрешили провести вторую выставку на открытом воздухе, которая прошла спокойно. По сути – это было первое событие, куда мог прийти любой советский художник, который занимался не соцреализмом, а концептуальным или нон-конформистским искусством без страха, что его посадят. Независимое искусство подвергалось гонениям до развала СССР, но после "Бульдозерной выставки" хватку ослабили. А то, что было призвано уничтожить искусство в прямом смысле – бульдозеры, вывели его из под тени социалистического реализма и прославили на весь мир.

Текст: Катя Тейлор

Отрывок из книги "Искусство под ключ, менеджмент и маркетинг культуры" Кати Тейлор –– основательницы агентства культурного менеджмента Port.agency. Книга выйдет в издательстве ArtHuss в 2021 году.

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.