До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Эксклюзив: репортаж с выставки Тима Уокера в Музее Виктории и Альберта

Специально для vogue.ua куратор Юлия Полищук рассказывает о самой обсуждаемой fashion-выставке года: в лондонском Музее Виктории и Альберта представлены "Замечательные вещи" фотографа Тима Уокера.

"Когда я оказалась в первом зале, сразу же потеряла чувство реальности и времени. А переходя из комнаты в комнату, поняла, почему эта выставка называется "Замечательные вещи", а не, скажем, "Тим Уокер. Избранное". Меня поразил масштаб декораций, количество фотографий и, главное, их взаимосвязь с артефактами музея и то, как они работают в одном пространстве. Эта выставка – сложный организм, в котором все взаимосвязано.

Реклама
Один из залов в Музее Виктории и Альберта

Тим Уолкер – один из самых известных фотографов в мире, который последние 20 лет снимает для Vogue, W, V magazine, Love. Стиль Уокера безошибочно узнаваем: на его фото фантазийный мир, экстравагантные декорации и всегда много романтики. Впервые я побывала на выставке Уокера в 2012 году в Сомерсет-хаус. Помню, уже тогда меня поразили размеры отдельных съемочных декораций – они были представлены в натуральную величину, и, глядя на них, можно было попытаться осознать, насколько масштабно подходит фотограф к съемкам. Но нынешняя выставка в Музее Виктории и Альберта, бесспорно, лучший проект Уокера. Здесь есть запредельное ощущение, как будто тебя просто переместили из одного мира, реального, в другой, ирреальный, магический.

Выставку Уокера сложно представить где-либо вне Музея Виктории и Альберта – фотограф и музей говорят на одном языке. Во-первых, это главный в мире музей искусства и дизайна, в котором хранится более 2,3 миллионов экспонатов. Во-вторых, в нем находится одна из крупнейших коллекций фотографий в мире. V & A остается ключевым источником вдохновения для художников, дизайнеров и обычных зрителей более сотни лет. Кстати, когда я училась в Лондонском университете искусств, одним из первых наших заданий было изучить историю музея, а также его коллекцию: мы должны были выбрать пять самых вдохновляющих предметов искусства или дизайна и написать эссе о каждом из них.

Особые отношения с музеем и у Тима Уокера. "Для меня V&A всегда был дворцом мечты – это самое вдохновляющее место в мире. Коллекция музея эклектична, и, я думаю, именно поэтому она так сильно меня поразила. Многие из предметов, которые я видел во время моих исследований в музее, заставили меня вздрогнуть, и я хотел создать фотографию, которая касалась бы не только красоты этого объекта, но и моей эмоциональной реакции на него".

Для меня самым интересным на выставке было проследить и прочувствовать связи между всеми ее элементами и личными переживаниями Уокера. Тим выбрал 10 артефактов из коллекции и посвятил каждому большую съемку, а саму экспозицию выстроил как лабиринт. "Каждый новый снимок – это любовное письмо к объекту из коллекции V & A и попытка запечатлеть мою встречу с возвышенным", – признается фотограф. Начинается выставка с зала с воспоминаниями Уокера и его детскими фотографиями, где он показывает свою связь с природой и семьей. Дальше – небольшой фильм-бекстейдж о том, как создаются его самые знаменитые съемки. После – зал с ню-фотографиями. Далее – секции каждой из 10-ти съемок с письмами Тима к ним.

Название выставки Wonderful things вдохновлено цитатой археолога Говарда Картера, который почти 100 лет назад обнаружил могилу египетского фараона Тутанхамона. Тим обнаружил запись археолога, датированную 26 ноября 1922 года, в его дневнике, хранящемся в музее. Картер так описывал свое первое впечатление от блеска гробниц: "Когда мои глаза привыкли к свету, детали внутри комнаты стали медленно выходить из тумана, я увидел странных животных, статуи и золото – повсюду блеск золота... Я был ошеломлен увиденным, и когда лорд Карнарвон не смог вынести моего молчания и с тревогой спросил: "Вы видите что-нибудь?", я сказал только одно: "Да, замечательные вещи".

Подготовка к выставке

Одна из моих любимых комнат – воссозданная церковь с немецкими витражами XVI века. Она посвящена небольшому артефакту – витражу "Тобиас и Сара в их брачную ночь" 1520 года. Красный витраж напомнил Тиму о рождественских огнях, новогодней упаковке, а также о красном цвете в проявочной комнате фотографа.

"Тобиас и Сара в их брачную ночь", 1520

Красный цвет также напоминает фотографу о матери и возвращает в детство: когда-то его мать сделала пять больших абажуров из красного шелка, сквозь который каждый вечер в доме проливался красный свет. Эти свет и цвет напоминают Тиму о доме, и именно красный стал главным акцентом съемки, посвященной витражу. Ее главные герои – модели в длинных пуховиках Moncler, напоминающих уютный кокон.

Еще одна комната посвящена шкатулке XVII века. Для Тима самым интригующим в ней было ее содержимое – внутри находится миниатюрный сад с фруктовыми деревьями и цветами. А в самом низу шкатулки – маленький ящик, в котором владелица, возможно, хранила свои драгоценности и секреты. "Нам всем нужно хранить свои секреты в частном мире, который мы любим. Им может быть дневник, альбом или даже телефон", – говорит Тим. Эта шкатулка и есть метафора того самого своего отдельного мира, в котором можно спрятаться. В съемке, вдохновленной ею, Тим запечатлел Джеймса Спенсера в специально выстроенном стеклянном фантастическом саду.

Alexander McQueen, ‘The Horn of Plenty’ Autumn Winter , 2009

Еще один артефакт, который поразил меня, – фотография гобелена из Байе длиною в 65 метров, хранящаяся среди других 800 000 музейных фото. Техника гобелена и рисунок на нем вдохновили Тима на создание фотоколлажа, для которого он использовал переработанные предметы и материалы. Например, старые гладильные доски превратились в щиты, а пылесосы – в средневековые аксессуары.

Гобелен из Байе, 1873, Cundall & Co

Выставку готовили около двух лет: Тим провел год, изучая экспозицию и архивы музея, встречаясь с кураторами и экспертами, и около года делал фотографии, вдохновленные коллекцией. За сценографию выставки отвечает давняя подруга и коллега Уокера – самый титулованный в модной среде сценограф Шона Хит. Они познакомились с Тимом 20 лет назад в его доме, показали друг другу скетчи – и с тех пор Шона создает декорации почти для всех съемок Уолкера. На то, чтобы выстроить сценографию этой выставки, у Шоны и ее лондонской студии ушло два года".

Фото: Victoria and Albert Museum; Jamie Stoker; Tim Walker studio

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.