До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Что нужно знать о выставке Мартина Марджелы в Париже

В октябре в Париже открывается выставка по-настоящему неизвестного Мартина Марджелы — не дизайнера, а художника.

Скульптура, фотография, инсталляция – все, что зритель увидит на выставке Martin Margiela, будет экспонироваться впервые

Несмотря на то что передовые дизайнеры то и дело слышат от представителей прессы вопрос, считают ли они моду искусством, первое, конечно же, находится очень далеко от второго. И не только потому, что у моды скорее утилитарный характер (даже если это Haute Couture, уникальное или штучное производство). Искусство предполагает не только и не столько виртуозное исполнение — даже сама виртуозность в искусстве подвергается сомнению, — во главе угла тут прежде всего смысл и тонкость его передачи, а не человеко-часы и трудоемкость. Искусство никому ничего не должно, а вот мода, если не служит запросам общества или же пусть очень тонкой, элитарной его прослойки, не выполняет возложенную на нее функцию. Можно, безусловно, любые сложные, неповоротливые, почти неносибельные конструкции причислять к классу искусства, но неудобство физическое не имеет отношения к неудобным вопросам, которыми славится современное искусство.

Реклама

Пожалуй, ближе всего к соединению моды и искусства подошел Мартин Марджела. Хоть моду он никогда искусством не считал, дизайн его бутиков всегда напоминал выверенную тотальную инсталляцию: выкрашенные белым старые ящики, белые халаты продавцов, множество обманок (фальшдвери, обои в виде элементов декора), нарочито старомодные манекены — все это создавало неповторимую атмосферу. Как хеппенинги выглядели и показы: то на станции метро, освещенной свечами, то на действующей детской площадке. Превращая бытовые предметы в предметы гардероба и давая новую жизнь найденным на барахолках одежде и аксессуарам, в своей "высокой" линии Artisanal Марджела показывал, что мода может и должна выходить за границы привычного. Каждый из этих его нарядов сейчас подобен произведению искусства, они хранятся в ведущих музеях и периодически продаются за десятки тысяч долларов на аукционах. Но арт-объектами, конечно, не являются. У них особый статус.

На этих снимках Мартин Марджела запечатлел процесс подготовки выставки. По словам кураторов, фото станут "ключом" к тому, что посетители откроют для себя в музее

Марджела окончательно ушел из Maison Martin Margiela в 2008-м, а в 2018-м навсегда закрыл для себя тему, связанную с модой, двумя выставками — в Palais Galliera и Musée des Arts Décoratifs в Париже. Первая была посвящена истории его Дома, вторая — годам работы на Hermés. Примерно в то же время у прежнего директора Фонда современного искусства Lafayette Anticipations Франсуа Кинтена появилась идея показать Мартина Марджелу — не дизайнера, но художника. Отойдя от модных дел, тот занялся искусством, но не спешил показывать свои произведения миру (похожую стезю выбрал для себя и другой чрезвычайно влиятельный дизайнер Хельмут Ланг, ушедший в творчество немодного плана в 2005 году). Однако предложение Кинтена принял.

Работа над выставкой Martin Margiela, которая откроется 20 октября в Париже, велась с 2019 года. Ее куратором выступила уже новый директор институции, Ребекка Ламарш-Вадель. Она вспоминает, что Мартин впервые показал свои картины, рисунки и скульптуры в квартире, располагавшейся неподалеку от Lafayette Anticipations, в начале 2019-го. Тогда проводником в мир его искусства выступил бельгийский историк и куратор Крис Деркон, в разные годы занимавший пост директора в мюнхенском Haus der Kunst, лондонской галерее Tate Modern, а сейчас отвечающий за реновацию Grand Palais. С первых же обсуждений стало понятно, что выставка не будет иметь никакого отношения к моде.

Ламарш-Вадель рассказывает, что для первой персональной художественной выставки Мартина Марджелы задействовано все пространство Lafayette Anticipations: "Она задумана как одна цельная работа и продолжает исследовать одержимость художника понятием трансформации. Он поставил все привычное с ног на голову: посетители будут входить через запасной выход, а затем погружаться в лабиринт выставки, где произведения то появляются, то исчезают в разных точках пути".

На выставке впервые публично представят более сорока работ: инсталляции, скульптуры, коллажи, картины и фильмы, сделанные специально для выставки в мастерских Фонда. Несмотря на то что Марджеле не свойственна ностальгия, ценители заметят в элементах экспозиции его давнюю одержимость неожиданными и нетрадиционными способами переработки найденных предметов, а также некоторыми уникальными для него темами, такими как монохром, кожа, волосы и анатомия.

"Работы Мартина Марджелы во многом связаны с осмыслением течения времени, — уточняет куратор и директор Lafayette Anticipations. — Это особенно заметно в серии скульптур Vanitas, соединившей натурализм, гиперреализм и сюрреализм (vanitas — жанр голландской живописи XVII века, сосредоточенный на объектах, символизирующих тщетность земного существования, а также на выражении пустоты человеческих страстей и людской деятельности). Она состоит из пяти силиконовых сфер, имитирующих кожу, в которые имплантированы натуральные волосы. Их оттенки варьируются от белокурого, как у ребенка, до старческой седины. Эта работа представляет собой абстрактный портрет женщины со следами, оставленными на нем временем. Сферы расположены по соседству и показывают смену периодов, через которые женщина прошла за время своей жизни".

Исчезновение — одна из ключевых тем для художника. Мартин Марджела никогда не боялся отсутствия или исчезновения. Он считает, что жизнь объекта или существа не заканчивается, она находится в постоянном изменении, обновляется любое количество раз. Сама идея конца — чистая фантазия; незавершенность для него — это фундаментальное состояние.

Специально к выставке будет выпущен каталог, подготовленный самим Мартином Марджелой в сотрудничестве с графическим дизайнером Ирмой Бум и редакционной группой Lafayette Anticipations. На 350 страницах можно будет подробно увидеть весь процесс создания работ для выставки. В нем фотографии финальных произведений в выставочном пространстве чередуются с изображениями, сделанными самим художником на протяжении подготовки проекта. Тексты же каталога помогают понять все аспекты творчества Марджелы: Крис Деркон вспоминает его студенческие годы, первые работы и художественный подход к моде, Фридрих Мешеде настаивает на важности интуитивной прозорливости в его методе, Франсуа Кинтен сосредотачивается на нескольких навязчивых идеях и привязанностях Мартина Марджелы, а Ребекка Ламарш-Вадель рассказывает об этапах и задачах данного выставочного проекта. Помимо французской, будет выпущена и английская версия каталога. В магазине Фонда также можно приобрести лимитированный набор открыток и постер, созданные художником.

Выставка продлится до 2 января 2022 года, и уже сейчас понятно, что это главное событие осени и зимы для всех, кто интересуется не только современным искусством, но и, конечно, модой. Таким Мартина Марджелу вы еще не видели.

Текст: Александр Щуренков

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.