Все, что нужно знать о Киевской биеннале "Черное облако"
Открылась третья экспериментальная биеннале искусства, знания и политики "Черное облако – Киевская биеннале 2019".
Каждое утро до 23 ноября о Киевской Биеннале будет оповещать сирена противовоздушной обороны. Она будет включаться ровно в 8 утра на минуту в здании научно-технической библиотеки КПИ. Здесь расположен основной выставочный проект "Черное облако". В экспозиции – 12 работ художников Украины, Германии, Великобритании, Индии, Канады, России. В списке тем – последствия Чернобыльской катастрофы, гигиена массовых коммуникаций, изменения общества в эпоху новых информационных технологий. На очевидный вопрос, был ли расчет на медийный ажиотаж вокруг сериала "Чернобыль" при создании концепции, Сергей Климко уже устал отвечать отрицательно. Работа над проектом началась с идеи выставки к 30-летию катастрофы, которая трансформировалась в концепцию проекта биеннале.
В описании биеннале встречаются и другие звонкие в медийной сфере темы – к примеру, антропоцена современной эпохи, в которую человек стал главным двигателем изменений окружающей среды. "Слово "антропоцен" не то, чтобы стало новым черным, но в силу популярности начинает использоваться не по назначению. В западном художественном мире делать выставку, не учитывая эту концепцию, уже неприлично. В Украине мало говорится об экологии и влиянии на нее человека, и это симптоматично. Отражает некоторую герметичность украинской художественной сцены", – говорит куратор.
Биеннале традиционно организовывает Центр визуальной культуры. В третьей своей редакции она проходит в новом статусе в рамках Альянса восточноевропейских биеннале, в который входят Prague Biennale, Biennale Warszawa и OFF-Biennale Budapest. Фокус внимания на проблемы глобального Востока (Европы и Ближнего) – в параллельной программе, которая выглядит убедительным самостоятельным проектом лекций и панельных дискуссий.
Экспозиция "Черного облака" начинается прямо со входа в библиотеку КПИ. Здесь расположена работа Алексея Таруца с той самой поющей сиреной. Она состоит и двух объектов – сирены (была сделана в советском 1987 году и не использовалась по назначению, впервые зазвучала на биеннале) и ее небуквальной копии из воска. Такой воск используют для отливки недостающих частей при сборке скелетов динозавров для палеонтологических музеев. Из него же художник создает копию сирены, "ее фантом", приглашая зрителей к размышлению о феномене памяти. Человек создает хронику доисторических событий, которым не был свидетелем, и по такому же принципу он "участвует в создании истории, предыстории, лжи и пост-правды". Так возникает "сомнение в достоверности и необходимости коммуникации", что зафиксировано в названии. Фразу "ТУАМОТУ АКУ АКУ ХІВА ОА ОАНУ РАРАКУ ТОТУ МАТУА ТУАМОТА" художник взял из песни советской авангардной группы, google-перевод с языка маори – "вы должны создать своих родителей".
Куратор выставки Сергей Климко и дизайнер Александр Бурлака устроили для посетителей выставки "Черное облако" квест: распознать арт-объекты в интерьере библиотеки. Их можно найти по описанию в каталоге выставки и по небольшим подписям в самом пространстве. Или принять за рудимент советского прошлого – к примеру, инсталляцию Сьюзан Шуппли "Отложенный распад", которая стилизована под раскладку газет для общего доступа, какие часто встречались в библиотеках советской поры. Шуппли работает с темой информационных манипуляций в медиа: ее работа – это выкладка передовиц газеты "Правда", которые выходили на протяжении 20 дней после Чернобыльской катастрофы без единого упоминания о ней.
По словам Сергея Климко, идея интегрировать объекты выставки в пространство библиотеки сложилась в процессе. Здание библиотеки, выполненное в стиле поздне-советского модернизма и украшенное четырьмя панно "Человек и природа" монументалиста Владимира Пасивенко, оказалось самостоятельным участником художественного проекта. "Также мы хотели изменить целевую аудиторию и контекст восприятия. Нашими зрителями стали студенты технического ВУЗа. Обычно они редко являются аудиторией проекта об искусстве".
Одно из откровений выставки – постановка вопроса об участии человека в любом процессе жизни, будь то существование планеты или современный визуальный контент. Несколько объектов "Черного облака" созданы не-художниками и не человеком вообще. Работа итальянца Эмилио Ваварелла с говорящим названием "Кино животных" – это ассамбляж видео животных, укравших камеру, которые художник нашел в свободном доступе в Интернете. Работа Джона Рафмана (он был автором инсталляции The Ride Never Ends для показа Balenciaga весна-лето 2019) собрана из изображений Google Street View, которые в формате скриншотов художник начал собирать с 2008 года. Зритель, созерцающий медитативную смену изображений разной степени расплывчатости, становится невольным наблюдателем чужой жизни и невольно вторгается в чье-то личное пространство.
В экспозиции есть две работы, сделанные не художниками – по крайней мере, не заявляющими себя таковыми. Работы из серии "Укрытие" – это фотографии разрушенного четвертого блока сотрудника ЧАЭС Александра Купного. Один из немногих, кто побывал в помещении реактора, Александр задокументировал события катастрофы. Живой маркер события – засвеченные точки, которыми усыпаны все фотографии: это изображения радиоактивных частиц.
ThisPersonDoesNotExist – инсталляция Филиппа Ванга, топ-менеджера компании Uber. Он создал сайт ThisPersonDoesNotExist, который использует технологию искусственного интеллекта для создания фотографий несуществующих людей на основе 70 тысяч изображений из базы Flickr. Его одноименная инсталляция работает в режиме реального времени: ИИ постоянно генерирует новые и безупречно правдоподобные лица. "Медиа контент может генерироваться без участия человека. Именно это мы и хотели демонстрировать. Скоро человек станет лишним", – говорит Сергей Климко.
Текст: Татьяна Соловей
Фото: Мария Павлюк