Частное собрание: интервью с директором Центра современного искусства М17 Натальей Шпитковской
О том, почему коллекционеры и меценаты — движущая сила арт-рынка, рассказывает Наталья Шпитковская, директор Центра современного искусства М17
Когда бы вы ни пришли на выставку в М17, вы скорее всего увидите Наталью Шпитковскую. Высокая блондинка, обладательница модельной внешности и мягкой улыбки, она лично встречает гостей: проводит экскурсии, общается с партнерами, дает интервью телеканалам. Наталья пришла на работу в М17 десять лет назад в качестве пиар-директора: проработав три года, ушла, а в 2018 вернулась и занималась перезапуском арт-центра уже с новой командой. Два диплома – экономиста и искусствоведа – помогают Шпитковской одинаково успешно справляться с задачами как творческими, так и финансовыми.
"Мне повезло, что мое первое образование экономическое, – смеется Наталья. – Кураторы мыслят глобальными категориями, но я всегда стараюсь думать о конкретном результате. Как мы реализуем эту выставку? Где возьмем деньги? Как договоримся с художниками? Кто наши партнеры? Останутся ли они довольны сотрудничеством? Я держу в голове все вопросы и мыслю стратегически".
За последние пару лет М17 стал одним из самых популярных арт-центров Киева, собирающим на своих вернисажах яркую публику – от музыкантов и моделей до авторитетных кураторов. Среди самых громких проектов – персональный видеопроект "Голоса любви" одного из ключевых представителей современного украинского искусства Арсена Савадова; выставка номинантов на премию М17 Sculpture Prize – премия, инициированная Aadamovskiy Foundation на базе М17; проект "Авангард: в поисках четвертого измерения", реализованный совместно с Национальным художественным музеем; выставка "На акватории завода купаться было запрещено", представившая пул новых художников, которые работают на территории судоремонтного завода в Одессе; масштабная выставка Futurespective – арт-проект журнала Vogue UA, приуроченный к 30-летию Независимости Украины.
"Люди, которые приходят к нам, знакомятся с новыми именами, с проектами уже известных мастеров, – рассказывает Наталья. – Также мы работаем с тематическими выставками, посвященными отдельным проблемам в истории украинского искусства. Один из важных для нас проектов – М17 Sculpture Project. Скульптура в Украине совсем не развита, это связано с дороговизной самого направления. В стране занимаются скульптурой не более двадцати художников – и им очень важна поддержка. Задача нашей премии – показать и идентифицировать талантливых, поощрить их, дать возможность за счет денежной награды сделать новую работу". Кстати, темой Премии в 2022 году предлагаем взаимодействие человека и технологий. Для нас важно выйти за рамки стандартного восприятия скульптурных обьектов: сегодня актуальны новые формы, и специфика их взаимодействия с городской средой".
За последние десять лет в качестве куратора Шпитковская реализовала более тридцати проектов и за пределами арт-центра, в том числе международных – от выставки "Український інсайт" в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке до проекта "Современное израильское искусство" в киевском Институте проблем современного искусства. Сейчас Наталья пишет кандидатскую диссертацию в Национальной академии искусств, посвященную коллекционированию. Она уверена, что именно коллекционеры – движущая сила любого арт-рынка.
"У нас недооценивают роль коллекционеров в развитии художественного рынка, – говорит Наталья. – Один из самых ярких примеров для меня – опыт мецената из Майами Мартина Маргулиса, состояние которого оценивают в сотни миллионов долларов. Маргулис входит в топ-50 коллекционеров мира, в его собрании – работы таких звезд, как Олафур Элиассон и Виллем де Кунинг. Пару лет назад я побывала в его фонде Warehouse в Майами. Опустив детали, скажу о налоговых льготах – вопрос, актуальный для многих коллекционеров. Согласно законам США, если меценат передает работы в фонд в виде благотворительного взноса, он платит значительно меньший налог или не платит его вообще. Сэкономленные таким образом деньги фонд тратит на приобретение новых работ или на развитие. Так Маргулис выстроил в Майами музей размером в 15 тысяч квадратных метров, который стал точкой притяжения для ценителей искусства со всего мира".
На базе М17 уже несколько лет работает клуб украинских коллекционеров. Совместно с ним в этом году арт-центр провел масштабный проект "Открытая возможность" – выставку работ украинских художников из частных собраний коллекционеров. В рамках выставки команда М17 организовала форум – публичные встречи с именитыми коллекционерами. М17 – место постоянных встреч, дискуссий и обсуждений для членов Клуба, многие из которых владельцы собственных музеев и фондов.
"Я уверена, невозможно развивать современное искусство без частных средств. Одним из гостей форума был Питер Дорошенко, директор арт-центра Dallas Contemporary; он рассказал о своем опыте: за его центром стоят именно частные деньги. Одной из участниц форума была куратор Louis Vuitton Foundation Клэр Стэблер, этот фонд тоже основан на деньги мецената – Бернара Арно. Если вы хотите создать современный музей – не обойтись без частных инвесторов, которые любят искусство и готовы его поддерживать. Поэтому нам так нужен закон о меценатстве – чтобы мотивировать бизнесменов нам помогать". В рамках форума состоялось важное для украинского искусства событие: 160 работ украинских художников из частных коллекций были переданы в дар парижскому Centre national d’art et de culture Georges Pompidou. Они станут основой для выставки украинского искусства, которая пройдет в культурном центре предварительно в 2022 году.
На вопрос, что можно посоветовать тем, кто хочет стать коллекционером, но не знает, с чего начать, Наталья дает обстоятельный ответ: "Слушать лекции об искусстве, узнавать больше. Ходить на выставки, ездить на биеннале и арт-ярмарки. Определить для себя топ-10 галерей и институций, куда ходите постоянно, наладить контакт с кураторами – и не стесняться подходить к ним с вопросами. Ну и главное – определиться, что именно хотите собирать. Как правило, мотив для первых покупок – просто "нравится", но на протяжении жизни вкус меняется, это нормально. Я бы советовала, особенно если бюджет ограничен, поискать сегмент в какой-то мере новый или уникальный. Или покупать по одной-две работы молодых авторов, которые выставляются на знаковых выставках, – так вы станете истинным меценатом для молодых художников, наших современников".
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Lesha Lich
Стиль: Anastasiia Yatsenko
Прически: Alyona Kundryk
Макияж: Evgenia Litus
Ассистент стилиста: Lesya Pak