6 самых знаменитых меценатов в истории искусства
Художник, вопреки поговорке, не должен быть голодным: финансовая независимость дает возможность не работать в угоду рынку и не продавать картины за бесценок. Иногда звезды складываются так, что до прихода коммерческого успеха к художнику приходит меценат. Он не заключает контракта с художником, и не регламентирует его деятельность, а только всячески, с помощью денег и связей, способствует развитию и привлекает новых ценителей. В обзоре Vogue.ua – шесть важных меценатов в мировой истории.
Клан олигархов Медичи были правителями Флоренции с XIII по XVIII век. Олигархами они были потому, что четверо его представителей были римскими папами, а также в этом роду были две французские королевы.
В 1469 году к власти пришел двадцатилетний Лоренцо Медичи, человек с широким кругозором и современными взглядами. И благоустроенная Флоренция стала процветать еще больше: возводились новые здания (те, кто занимались их строительством, получали налоговые льготы), учреждались учебные заведения, посвященные изучению искусства. Культурная жизнь тоже была на высоте: в городе проходили карнавалы и рыцарские турниры. Продолжая традиции своей семьи, основанные еще дедом, Козимо Медичи, Лоренцо Великолепный стал щедрым меценатом и коллекционером произведений искусства своей эпохи. Его "придворными" художниками были гении Возрождения Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти, Донателло. Покровительствовал он и Леонардо да Винчи. Система была такая: правитель обеспечивал талантливых и интересных ему лично творцов заказами на самых выгодных условиях. По заказу Лоренцо, Ботичелли создал свою знаменитую "Весну", Рафаэль написал портрет папы Льва X, Тициан – портрет Ипполлито Медичи, а Микеланджело расписал капеллу Медичи.
Подопечные правителя получали и общественные заказы – несмотря на конкурсную систему, Медичи часто оказывал влияние на окончательный выбор автора. Рекомендации и подарки тоже были частью его политики – Лоренцо советовал флорентийской знати архитекторов для строительства вилл и росписи капелл, дарил иностранным королям скульптуру и живопись своих соотечественников... Но есть версия, что Лоренцо Медичи не был таким уж "рафаэлевским ангелом", а наоборот, и в духе своего времени, отравил придворного мыслителя Джованни Пико делла Мирандола.
Пегги (Маргерит) Гуггенхайм родилась в известной еврейской семье в 1898 году. Это ее дядя, американский богач и меценат Соломон Гуггенхайм, на свои деньги открыл музеи современного искусства в Нью-Йорке и Бильбао. Начало жизни Пегги ознаменовалось историческим событием – отец утонул на Титанике, когда ей было 14 лет. Даже получив огромное наследство, она приняла решение работать и устроилась в книжный магазин авангардной литературы. Там и заинтересовалась искусством всерьез. В первую очередь актуальными тогда направлениями – абстракционизмом и сюрреализмом.
После замужества Гуггенхайм оказалась в Париже, где познакомилась с самыми известными французскими художниками ХХ века. И вот тогда пригодилось наследство. Пегги начала коллекционировать произведения Миро, Кандинского, Пикассо, Брака. В 1938 году открыла в Лондоне галерею под названием "Юная Гуггенхайм". Так появляется Пегги-галеристка и Пегги-меценат и инвестор. Ее инвестиционной стратегией стала покупка работ молодых авторов. Тогда сам Марсель Дюшан (еще начинающий художник) влиял на развитие ее вкуса (а она – на развитие его карьеры). Сначала Пегги вкладывала деньги только в знаменитых авторов, но быстро поняла, что это невыгодно. Благодаря опыту и окружению, она сориентировалась, что коммерчески интересно покупать новичков. Они стоили дешево, но могли подорожать в разы в любой момент. При этом галеристка не ждала этого роста цен как само собой разумеющеегося, а вкладывала свой капитал в развитие молодых художников. Так, первой выставкой в ее лондонской галерее стала презентация молодого Жана Кокто, после – Василия Кандинского. С каждой выставки Гуггенхайм покупала по одной работе художника, которого выставляла. При небольших первоначальных вложениях, ее личная коллекция росла в цене.
Талантом Гуггенхайм было находить таланты. Например, разглядев потенциал молодого Джексона Поллока, Пегги назначила ему стипендию. При такой финансовой стабильности художник может позволить себе фокусироваться только на творчестве. Помогала она и многим другим молодым авторам, привлекая их к организации выставок и расплачиваясь красками. Благодаря не только своей деятельности, но и эксцентричности, Пегги Гуггенхайм стала значимой фигурой на мировой арт-сцене. Когда Греция в 1949 году из-за гражданской войны отказалась от участия в Венецианской биеннале, американке позволили принять участие в этом событии со своей коллекцией. То есть наравне с другими странами выставочный павильон заняла личность, а не государство.
Среди самых известных предметов в ее коллекции – произведения Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Константина Бранкузи, Марка Шагала, Казимира Малевича, Макса Эрнста, Рене Магритта, Фернана Леже, Амедео Модильяни, Пита Мондриана и других великих художников ХХ столетия.
В этом году исполнилось пятьдесят лет со дня создания Музея Галуста Гульбенкяна – первого в списке лиссабонских художественных музеев. В нашей стране его имя почти неизвестно, а в свое время он был одним из самых богатых и знаменитых меценатов в мире.
Галуст Гульбенкян родился в 1869 году в Константинополе, в зажиточной армянской семье. Как принято у богатых наследников, учился в Лондоне на инженера-нефтяника и изучал этот промысел в Баку. Работая в Великобритании и Франции, на Ближнем и Среднем Востоке, он постепенно превращался в крупного нефтяного магната. Прозвище "господин пять процентов" Галуст получил после того, как в 1928 году, после реорганизации своего бизнеса, сохранил пять процентов акций компании Iraq Petroleum Co. Ltd. Эти пять процентов сделали его миллионером. Страсть же к коллекционированию пришла еще в подростковом возрасте – на константинопольском рынке, на карманные деньги, он купил старинные монеты. Это сочетание восточного происхождения и европейского образования и сформировало его вкус и любовь к искусству.
Первые серьезные приобретения в коллекцию состоялись в конце двадцатых годов. Советское правительство, во главе со Сталиным, выставило на продажу часть произведений коллекции Эрмитажа, и Гульбенкян, торговавший тогда нефтью с Союзом, стал первым покупателем этих музейных работ. Содействовал ему в этих сделках нарком внешней торговли Анастас Микоян. Всего восточный миллионер купил пятьдесят один эрмитажный экспонат на 278 900 фунтов. Среди них: мраморная скульптура Дианы Жана-Антуана Гудона, работа Рубенса "Портрет Елены Фоурмен", картины Рембрандта и Дирка Боутса. Позже миллионер пополнил свою коллекцию шедеврами импрессионистов Мане, Моне, Дега и Ренуара.
На протяжении всей жизни Галуст Гульбенкян вел филантропическую деятельность: на его деньги построена армянская церковь в Лондоне, а в Иерусалиме – библиотека армянской патриархии. Для успешных армян это и в наши дни обычное дело – спонсировать культурные проекты в Армении, находясь вдали от нее. Поэтому в современном небогатом Ереване такие ухоженные музеи, а по всему городу расположена скульптура Жауме Пленсы, Фернандо Ботеро, Барри Флэнагана. Мировая война застала нефтяного магната в Париже. В связи с этим, в 1942 году, он переезжает в Лиссабон, вместе со своей коллекцией. В Португалии он прожил всю оставшуюся жизнь.
После смерти Галуста Гюльбенкяна в 1955 году, согласно его завещанию, был создан благотворительный фонд его имени. В 1969 году в Лиссабоне был основан знаменитый Музей Галуста Гульбенкяна, о котором говорилось выше. Все огромное собрание филантропа хранится там. Экспозиция выстроена так, что зритель начинает свой просмотр с древности и до наших дней, "путешествуя" из страны в страну. Сначала можно посмотреть экспонаты древнего египетского, греческого, римского, персидского и даже японского искусства. Во второй части музея предметы европейского искусства, начиная с одиннадцатого века и до середины двадцатого. Около музея разбит парк с небольшим прудом, около которого гуляют утки. Посреди парка стоит огромный памятник самому Гульбенкяну, за спиной у него – исполинский орел. Как истинный покровитель искусств, он будто по-прежнему на страже своей замечательной коллекции.
Быть меценатом на рубеже XIX-XX веков было очень модно, почти обязательно. Покровителями художников, в основном, становились владельцы промышленных предприятий. Текстильный магнат Сергей Щукин и владелец ситцевой мануфактуры Иван Морозов вошли в историю как знаменитые коллекционеры французской живописи начала ХХ века.
Минимум два раза в год они приезжали в Париж, на художественные салоны. Там основательно закупались, доверяя своему вкусу и доверяя художникам. Посещали купцы и лавку знаменитого торговца картин Амбруаза Воллара (организатор первых выставок-продаж Ван Гога, Гогена, Сезанна). В доме Сергея Щукина работы были развешены как в музее. Зал Гогена – в столовой, в гостиной – зал Матисса. Матисс и познакомил Щукина с Пабло Пикассо. Коллекционер тут же приобрел чуть ли не самую первую радикальную кубистическую картину "Дама с веером", хотя она никак не вписывалась в его коллекцию. В том же 1908 году, Щукин купил у испанца целых 20 работ, а всего их в щукинском собрании пятьдесят одна. Пикассо быстро разбогател на русских деньгах и перебрался из своего барака на Монмартр, где его карьера уже пошла в гору по-настоящему. Любимый щукинский художник Матисс тоже стал коммерчески успешным, обзавелся усадьбой в пригороде Парижа, где написал самые знаменитые свои работы: "Танец" и "Музыку". Представленные на Салоне в Париже, они были приняты публикой в штыки, мол, это не искусство, слишком все упрощено. Щукин же, поколебавшись, поддержал художника и купил обе эти картины.
Создавая внушительные коллекции, московские миллионеры мечтали создать музеи для своей страны, и представлять в них французских авторов. Щукин даже успел открыть галерею прямо у себя дома. Любой желающий мог записаться по телефону и посетить выставку. А потом началась война, пришла революция, а с ней и большевики. В 1918 году обе коллекции были национализированы. Щукин эмигрировал сразу же. Морозова назначили хранителем собственной коллекции, но на должности он выдержал неделю и тоже покинул Россию. Оба не смогли увезти с собой ни одной работы. По оценке аукционного дома Sotheby’s все собрание Ивана Морозова из 278 картин и 23 скульптур стоит пять миллиардов долларов, а коллекция Сергея Щукина (264 полотна) – восемь с половиной миллиардов. Так, покупая картины авторов, к которым Франция была еще равнодушна, а в России еще совсем не понимали, Щукин и Морозов собрали многомиллиардную коллекцию французской живописи ХХ века.
В 1865 году, неподалеку от Львова, в обеспеченной семье коллекционера графа Яна Шептицкого и польской писательницы и художницы Софии Фредро родился сын Роман Мария Александр. Впоследствии – митрополит Андрей Шептицкий. Воспитанный в аристократической семье, он владел десятью языками, но больше всего любил и ценил искусство.
Самым важным вкладом Шептицкого в поддержку украинской культуры стало основание львовского музея. Помещение для него в 1905 году митрополит купил у одного поляка, поручив провести сделку евреям, так как украинцам дом продавать не хотели. Государство эту частную инициативу не поддержало, и митрополит сам передал на развитие музея двадцать пять тысяч долларов, и дальше содержал его в течение двадцати лет, создавая на западной Украине традиции пожертвований на благое дело и задавая моду на коллекционирование. Сначала это был частный церковный музей, с огромным собранием икон, но уже в 1913 году был передан львовской общественности как Национальный музей имени графа Андрея Шептицкого. В коллекции уже насчитывалось восемьдесят тысяч экспонатов (предметы старины, книги, монеты, иконы, картины). Сегодня это Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого, в состав которого входит еще несколько мемориальных музеев.
Спонсорская деятельность Шептицкого не была хаотичной. И действовал он не только в интересах художников, но, главным образом, и ради будущего Украины. Как современный, образованный человек, митрополит осознавал, что нашей стране необходим выход на европейский горизонт, понимал тупиковость "шароварщины". К тому же наступала советская власть – нужно было что-то предпринимать для сохранения национальной культурной идентичности. В первую очередь Андрей Шептицкий решил обеспечить качественное образование для отечественных художников. Начиная с 1910 года, он определял стипендии на обучение и на Галичине, и за границей: в художественных академиях Мюнхена, Парижа, Кракова. Среди первых маляров, получивших такую помощь, были известные Модест Сосенко и Михаил Бойчук. Поддерживал Шептицкий и сотни культурных сообществ на Галичине, и художественные конкурсы, и выставки; к нему обращались даже профессора, с просьбой поддержать их бедствующих студентов.
Познакомившись с известным мастером Олексой Новаковским, митрополит тут же предлагает ему свою щедрую поддержку и приглашает Новаковского возглавить только что основанную частную художественную школу. За время сотрудничества с владыкой, Новаковский создал около двухсот картин и приобрел множество последователей и учеников (их тоже спонсировал митрополит). Это был большой человек (и в прямом смысле тоже – рост его составлял два метра десять сантиметров), и память о нем увековечена в десятках памятниках и улицах его имени.
Текст: Светлана Старостенко