Самый ценный ресурс на планете — вода. Какие экологические инициативы предпринимают бьюти-бренды, чтобы сберечь ее, и достаточно ли этого?
Текст: Алена Пономаренко
В июле шведский проект Forgo, который на день подготовки этого материала собрал больше 50 тысяч евро на Kickstarter, начинает первые поставки своего нового продукта – мыла в порошке. Три аккуратных бумажных саше ценой 16,50 евро плюс многоразовый дозатор матового стекла (20 евро). Фактически это набор "сделай сам" (мыло надо самостоятельно развести водой), позволяющий беречь природу: никакой избыточной упаковки, никакого пластика, меньше вреда при транспортировке.
Мыло – самое популярное healthy-средство года: пандемия Covid-19 напомнила человечеству о важности мытья рук. Но у этой могущественной и, казалось бы, безобидной субстанции есть изнанка. Если кто не знал, любое жидкое мыло на 80 % состоит из воды. Прибавим к этому пластиковую упаковку и дозаторы (которые в большинстве случае не подлежат переработке из-за металлической пружины в механизме), а также углеродный след, оставляемый производством и доставкой, – и получим мощный удар по экологии.
Согласно исследованию Федерального технологического университета в Цюрихе (ETH Zurich), для изготовления жидкого мыла используется почти в четыре раза больше воды, чем для обычного, и углеродный след от его производства – в 4,5 раза больше. Всемирный фонд дикой природы прогнозирует: если не сокращать расходы воды во всех возможных сферах, то уже к 2050 году два миллиарда человек будут испытывать серьезные проблемы.
Об этом давно размышляют в Yves Rocher, где убеждены, что надо быть не лучшей компанией в мире, а лучшей компанией для мира. Тут экономят воду на собственных угодьях (а это 55 гектаров органических полей в Ля Гасийи) и поощряют к этому партнеров. "Без трудностей не обходится, — говорят в компании, — особенно в периоды засухи". Но в Yves Rocher разработали множество методов защиты почвы от пересыхания: живые изгороди, старинные дренажные практики, полив, в котором не задействуются городские источники воды, и так далее. Несколько лет назад тут придумали выпускать концентрированный гель для душа и шампунь – меньше воды в формуле, вполовину меньше пластика для производства флаконов. А уже в следующем году обещают выпустить твердые продукты для личной гигиены.
Попытки сделать "безводные" бьюти-средства предпринимаются постоянно. Косметические масла, пудры для умывания, гидролаты (цветочные воды) постепенно приживаются в обиходе. Бренды изобретают все новые форматы продуктов. Так, марка C'est Moi выпустила Mellow Marshmallow – глиняную маску с корнем алтея и кокосовым маслом в форме таблеток. Перед использованием ее надо смешать с чайной ложкой воды.
В мае бьюти-рынок взорвал новый бренд Face-Kit, который под соусом кастомизации ("купи и смешай для себя") продвигает экологически ответственный набор из растительных компонентов для создания маски дома. Никакой воды в составе (а значит, никаких консервантов и стабилизаторов), только самое необходимое: спирулина, хлорелла, петрушка, цинк, голубая глина и сок алоэ. Экоответственность обойдется в 80 евро за 11 масок (именно на столько должно хватить содержимого), но это тот случай, когда инвестиции оправданы. Тем более что в знак благодарности за каждый купленный набор Face-Kit высаживает дерево. Даже Gillette выпускает станок Treo со встроенным гелем для бритья, для которого не нужна вода.
Инициативы крупных брендов не ограничиваются изобретением новых формул, тем более что, говоря откровенно, есть дела поважнее. Доступ к чистой воде — одна из самых больших проблем XXI века: по данным ООН, с нею сталкивается каждый девятый человек в мире. Прошлой осенью я отправилась в Танзанию – африканскую страну с бурно растущей экономикой. Слоны, зебры, жирафы на расстоянии вытянутой руки – и ненавязчивая роскошь Four Seasons Safari Lodge Serengeti.
Африка казалась совершенно идиллической, пока управляющий отеля Джастин Стивенс не посоветовал съездить в школу, которой отель помогает много лет. Возможность посещать школу – привилегия для местных детей: многие ее лишены, поскольку помогают взрослым носить воду для домашнего хозяйства и скота. Вода необходима и самой школе – например, чтобы приготовить детям овсянку на завтрак. Воду в металлических цистернах берегут как зеницу ока. И какой бы экономический бум ни переживала сейчас Танзания, у 25 миллионов ее жителей все еще нет доступа к чистой воде. Советы медиков чаще мыть руки в разгар пандемии Covid-19 звучали для них, как фраза Марии Антуанетты "Пусть едят пирожные" в ответ на жалобы бедняков о нехватке хлеба. Изменить жизнь этих людей возможно только с помощью глобальных инициатив и больших компаний.
Одна из таких инициатив – Acqua for Life. Ее запустили Giorgio Armani еще в 2010 году, поставив перед собой амбициозную, но очень благородную цель – обеспечить миру доступ к питьевой воде. Кстати, до 2010 года право на воду и гигиену не считалось базовым правом человека: ООН приняла соответствующие резолюции всего десять лет назад. Но за это время изменилось многое. Acqua for Life, например, инвестировала 9 миллионов евро в водные проекты по всему миру. Эти сухие цифры означают, что четверть миллиона человек от Аргентины и Боливии до Гаити и Сенегала получили доступ к безопасной воде. В следующем десятилетии Acqua for Life разворачивает свои проекты в Непале, Китае, Никарагуа, Папуа – Новой Гвинее, Танзании, Зимбабве и на Мадагаскаре.
Это значит, что в роддомах и школах, в общинах и коммунах появятся краны с водой, которую можно пить и использовать для гигиенических процедур. Где-то для этого придется проложить трубы по пустыне или установить систему фильтрации и очистки, а где-то, как в Папуа — Новой Гвинее, поставить резервуары для дождевой воды, или, как в Зимбабве, где почти половина сельских жителей живет без доступа к воде, – восстановить скважины, устроить водопроводы и туалеты.
Доступ к пресной воде – это еще не все. Бренды борются и за чистоту океана. Ежегодно к 8 июня, Всемирному дню океанов, у La Mer выходит лимитированная линейка Blue Heart. За каждый пост в соцсетях с хештегами #LaMerBlueHeart и #LaMerDonation, опубликованный в июне, бренд жертвует 25 долларов в фонд Blue Heart, чтобы направить полмиллиона долларов в поддержку образовательных проектов, которые учат детей бережному отношению к природе, вовлекают в очистку пляжных и прибрежных территорий, демонстрируют, что можно изменить, чтобы океан стал чище.
С 2005 года La Mer в сотрудничестве с благотворительной организацией Oceana защитили 16 млн квадратных миль экосистем на морском дне в северной части Тихого океана, 118 подводных гор и коралловых рифов у побережья Чили и места обитания кожистых черепах у берегов Америки. La Mer активно сотрудничает с Национальным географическим обществом США и поддерживает экопроекты: по исследованию экологической устойчивости океана, по изучению феномена биофлуоресценции, по изучению жизни прибрежных районов. Фонд защиты океана La Mer также защищает морские зоны вблизи Азорских островов и Гренады, высаживает мангровые леса и поощряет устойчивые принципы рыболовства.
В компании Weleda на каждом этапе производства соблюдаются строжайшие стандарты качества. Все процессы исключительно безопасны для окружающей среды. Там постоянно работают над улучшением энерго-, водо- и ресурсосберегающих показателей. Так, в Испании, где выращивается органический миндаль для средств бренда, 100 местных жителей, вовлеченных в этот процесс, отказались от искусственного орошения земель, так как вода в Испании – очень ценный ресурс, и искусственное орошение ведет к засолению почвы, эрозии и снижению качества урожая.
Уже упомянутая Yves Rocher приучает мир высаживать деревья: благодаря инициативам Plant for Life и Plant for the Planet по всему миру высажено 100 миллионов деревьев и десятки километров живых изгородей, которые способствуют в борьбе с эрозией и истощением почвы, улучшают качество воды, а также помогают питать грунтовые воды. К этой акции приобщался и Vogue UA: руками редакции высажена часть из 300 тысяч деревьев в Украине. В Yves Rocher активно применяют и биотехнологии, позволяющие "тиражировать" растения из их клеток, – это в тысячу раз экономнее, чем выращивать.
Но какими бы ответственными ни были beauty-бренды, мир невозможно изменить без поддержки их инициатив потребителями. Возможно, за "безводными" средствами будущее, но помочь планете можно уже сейчас – выключая воду во время намыливания рук или нанесения шампуня. Кстати, немецкий бренд Stop The Water While Using Me! пропагандирует эту идею с 2011 года.