Затаив дыхание: Лиана Сатенштайн об украинской моде последних лет

Fashion-журналист Лиана Сатенштайн живет в Нью-Йорке и работает в vogue.com. Она частый гость Киева и Украинских недель мод. Для юбилейного номера Vogue UA Лиана рассказала о пути, пройденном украинской модой за последние пять лет.

image

Взявшись писать ретроспективу украинской моды, я позвонила Анне Октябрь и услышала радость в ее голосе. Ликование прорывалось даже через помехи в WhatsApp. Анна переехала наконец в собственную квартиру и, отвечая на мой звонок, как раз заносила в нее последнюю коробку. Впрочем, за пять лет знакомства я поняла, что жизнерадостность – неотъемлемая часть ее натуры. Всем своим видом и особенно ангельским румянцем Октябрь излучает позитив. Но внешность обманчива: этот ангел вовсе не витает в облаках.

Я представляю, как она сама, без помощников, перетаскивает коробки из дома в дом, и вспоминаю нашу первую встречу в 2012 году. Тогда я впервые приехала в Украину, на Киевскую неделю моды: мне удалось скопить денег и вдобавок получить заказ от Women’s Wear Daily на съемки киевского streetstyle. А мечта написать об Анне Октябрь родилась еще раньше, когда я работала над одной статьей в рамках стажировки в Нью-Йорке и решила задать ей несколько вопросов. И хотя мы общались по электронной почте, она сумела покорить меня своей страстью к японским тканям и романтичным платьям, которые ее вдохновляют.

И вот я в Украине, беру интервью у Анны в ее шоу-руме. Жаль, оно получилось коротким: именно в тот день у дизайнера был показ. Поговорив со мной, она поймала на улице такси, притащила к нему сумки с одеждой (на вид каждая весила несколько тонн) – и стала швырять их на заднее сиденье. Я помогла. Ни команды, ни одного ассистента – Октябрь работала одна за всех. Погрузилась – и уехала на показ. А несколько лет спустя ее уже номинировали на премию LVMH, ее витрины появились в Browns, о ней написала обозреватель Vogue Сара Мауэр.

Анна Октябрь представляет свою коллекцию в полуфинале LVMH Prize, февраль 2014

Сама я узнала об украинской моде и дизайнерах вроде Анны Октябрь из презентации, которую нашла в Сети. В 2012-м я, тогда еще студентка, проходила практику в журнале, строчила статьи о платьях на красных дорожках – и все время вспоминала тот странный 2007 год, проведенный в далекой крымской Алуште. Там у меня сформировалось четкое представление об Украине, где женщины с целлофановыми пакетами снуют по базару, все сплошь в звериных принтах. Прошло пять лет, я наконец просочилась в мир нью-йоркского глянца и вдруг задалась вопросом: а проходят ли в Украине Недели моды? И если да, на что это похоже?

На сайте Украинской недели моды я обнаружила "черную" коллекцию Юлии Паскаль. Надя Шаповал, совсем еще девочка, вела за собой моделей, одетых в простые маленькие черные платья, и в перьях, вырезанных лазером. Словно стая ворон опустилась на подиум. Позже я узнала, что дизайнеров поддерживала Дарья Шаповалова. "Это был идеальный независимый проект, который взорвал индустрию, изменил правила игры, повлиял на многих людей и сформировал целое поколение, – писала она о запуске Недель моды международного уровня. – Я видела, как люди работают на износ, и захотела использовать все свои связи в этой сфере, чтобы новое поколение дизайнеров нашей страны попало в объективы".

Надя Шаповал на показе Paskal весна-лето 2012

В том же 2012 году я сама побывала на Украинской неделе моды и узнала гораздо больше о каждом бренде, а главное – о людях, которые за ними стоят. Там была Яся Хоменко со своими яркими, эксцентричными нарядами, похожими на арт-объекты. Первую крупную покупку я, кстати, сделала именно у нее – это были брюки с логотипом шотландского футбольного клуба "Рейнджерс", причем я специально съездила за ними в ее квартиру-шоу-рум. Там был Антон Белинский – энергичный парень с бешеной жестикуляцией и невероятной интуицией, который первым решился на стрит-кастинг. Там был Саша Каневский, черпавший силу в противоречиях, использующий в очаровательно-грубых вещах из своей мужской коллекции кожу тончайшей выделки.

Позже, в 2013/2014 годах, прошли протесты на Майдане. Эти страшные события не сломили дизайнеров, а лишь вдохновили их. Они обозначили Украину не только на политической, но и на fashion-карте мира. Расцвет украинской моды пришелся на самые тяжелые времена. Обстрел булыжниками Белинский воплотил на подиуме. Паскаль и Октябрь при помощи Шаповаловой встретились с Анной Винтур в Париже, и уже в 2015-м их обеих номинировали на премию LVMH. А спустя год номинацию получил и Белинский.

Anton Belinskiy осень-зима 2015/2016 – коллекция, с которой Белинский участвовал в LVMH Prize

И ведь это далеко не все имена. На Украинской неделе моды я узнала о ветеранах индустрии. Например, о Лилии Пустовит, которая использовала кириллические украинские мотивы в своих коллекциях задолго до того, как это стало трендом. Об Иване Фролове, который ставит грандиозные шоу на подиумах. О Светлане Бевзе и Елене Реве. Список огромен.

Недавно сложилась команда под названием One Day Project, с Белинским во главе. Именно он ярко заявил новую модную платформу, представив коллекцию весна-лето – 2018 на пропахшем рыбой и любимом киевлянами Житнем рынке. И в этом весь Антон: он умеет находить красоту в обыденном. Благодаря One Day Project стали известны такие проекты, как Drag & Drop и Subrosa. Запомните их!

Anton Beliskiy весна-лето 2018 в рамках One Day Project
Презентация Drag & Drop весна-лето 2018 в рамках One Day Project
Показ Zirochka Ukraine + RCR Khomenko весна-лето 2018 в рамках One Day Project
Презентация Subrosa в рамках One Day Project

Многие считали Украину временным проектом. Но страна выстояла. Она куда крепче, чем можно было ожидать. И теперь уже принято говорить не об "украинских дизайнерах", а о "дизайнерах родом из Украины". Их творчество отныне принадлежит миру. Это огромный шаг вперед. Им удалось развеять туман политической постсоветской пропаганды вокруг своей родины и выйти на собственный путь. А некоторые украинские бренды, даже не принимавшие участия в Неделях моды, попали в крупные западные магазины. Лично мне милее всего пуховики Ienki Ienki, которые я могу запросто купить в Barneys на Мэдисон-авеню. Тем временем мои американские коллеги обожают Sleeper. А Вита Кин своими вышиванками прославила национальный украинский костюм на весь мир и вдохновила десятки подражателей.

Алек Век в пуховике Ienki Ienki на обложке Vogue UA, январь 2018

Сама же Анна Октябрь добилась успеха на известных международных платформах. Пожалуй, она ярче всех передает дух своей страны, потому что отчаянно бьется и побеждает, когда все вокруг против нее. На вопрос, как Украина повлияла на ее творчество, она ответила: "Украина – словно упаковка, в которой я живу. Именно она побудила меня все время копаться в книгах и в самой себе. Она внушила мне, что я должна очень много знать. Научила быть сильной, отважной и бороться за свою мечту. А еще – работать в любых условиях, что бы ни происходило вокруг".
Что ж, нам остается лишь наблюдать, как Анна и украинская мода будут развиваться. Ждем, затаив дыхание.

Текст: Лиана Сатенштайн

Коллаж: Наталья Тюленева

Популярное на VOGUE