Fashion-журналист Лиана Сатенштайн живет в Нью-Йорке и работает в vogue.com. Она частый гость Киева и Украинских недель мод. Для юбилейного номера Vogue UA Лиана рассказала о пути, пройденном украинской модой за последние пять лет.
Взявшись писать ретроспективу украинской моды, я позвонила Анне Октябрь и услышала радость в ее голосе. Ликование прорывалось даже через помехи в WhatsApp. Анна переехала наконец в собственную квартиру и, отвечая на мой звонок, как раз заносила в нее последнюю коробку. Впрочем, за пять лет знакомства я поняла, что жизнерадостность – неотъемлемая часть ее натуры. Всем своим видом и особенно ангельским румянцем Октябрь излучает позитив. Но внешность обманчива: этот ангел вовсе не витает в облаках.
Я представляю, как она сама, без помощников, перетаскивает коробки из дома в дом, и вспоминаю нашу первую встречу в 2012 году. Тогда я впервые приехала в Украину, на Киевскую неделю моды: мне удалось скопить денег и вдобавок получить заказ от Women’s Wear Daily на съемки киевского streetstyle. А мечта написать об Анне Октябрь родилась еще раньше, когда я работала над одной статьей в рамках стажировки в Нью-Йорке и решила задать ей несколько вопросов. И хотя мы общались по электронной почте, она сумела покорить меня своей страстью к японским тканям и романтичным платьям, которые ее вдохновляют.
И вот я в Украине, беру интервью у Анны в ее шоу-руме. Жаль, оно получилось коротким: именно в тот день у дизайнера был показ. Поговорив со мной, она поймала на улице такси, притащила к нему сумки с одеждой (на вид каждая весила несколько тонн) – и стала швырять их на заднее сиденье. Я помогла. Ни команды, ни одного ассистента – Октябрь работала одна за всех. Погрузилась – и уехала на показ. А несколько лет спустя ее уже номинировали на премию LVMH, ее витрины появились в Browns, о ней написала обозреватель Vogue Сара Мауэр.
Сама я узнала об украинской моде и дизайнерах вроде Анны Октябрь из презентации, которую нашла в Сети. В 2012-м я, тогда еще студентка, проходила практику в журнале, строчила статьи о платьях на красных дорожках – и все время вспоминала тот странный 2007 год, проведенный в далекой крымской Алуште. Там у меня сформировалось четкое представление об Украине, где женщины с целлофановыми пакетами снуют по базару, все сплошь в звериных принтах. Прошло пять лет, я наконец просочилась в мир нью-йоркского глянца и вдруг задалась вопросом: а проходят ли в Украине Недели моды? И если да, на что это похоже?
На сайте Украинской недели моды я обнаружила "черную" коллекцию Юлии Паскаль. Надя Шаповал, совсем еще девочка, вела за собой моделей, одетых в простые маленькие черные платья, и в перьях, вырезанных лазером. Словно стая ворон опустилась на подиум. Позже я узнала, что дизайнеров поддерживала Дарья Шаповалова. "Это был идеальный независимый проект, который взорвал индустрию, изменил правила игры, повлиял на многих людей и сформировал целое поколение, – писала она о запуске Недель моды международного уровня. – Я видела, как люди работают на износ, и захотела использовать все свои связи в этой сфере, чтобы новое поколение дизайнеров нашей страны попало в объективы".
В том же 2012 году я сама побывала на Украинской неделе моды и узнала гораздо больше о каждом бренде, а главное – о людях, которые за ними стоят. Там была Яся Хоменко со своими яркими, эксцентричными нарядами, похожими на арт-объекты. Первую крупную покупку я, кстати, сделала именно у нее – это были брюки с логотипом шотландского футбольного клуба "Рейнджерс", причем я специально съездила за ними в ее квартиру-шоу-рум. Там был Антон Белинский – энергичный парень с бешеной жестикуляцией и невероятной интуицией, который первым решился на стрит-кастинг. Там был Саша Каневский, черпавший силу в противоречиях, использующий в очаровательно-грубых вещах из своей мужской коллекции кожу тончайшей выделки.
Позже, в 2013/2014 годах, прошли протесты на Майдане. Эти страшные события не сломили дизайнеров, а лишь вдохновили их. Они обозначили Украину не только на политической, но и на fashion-карте мира. Расцвет украинской моды пришелся на самые тяжелые времена. Обстрел булыжниками Белинский воплотил на подиуме. Паскаль и Октябрь при помощи Шаповаловой встретились с Анной Винтур в Париже, и уже в 2015-м их обеих номинировали на премию LVMH. А спустя год номинацию получил и Белинский.
И ведь это далеко не все имена. На Украинской неделе моды я узнала о ветеранах индустрии. Например, о Лилии Пустовит, которая использовала кириллические украинские мотивы в своих коллекциях задолго до того, как это стало трендом. Об Иване Фролове, который ставит грандиозные шоу на подиумах. О Светлане Бевзе и Елене Реве. Список огромен.
Недавно сложилась команда под названием One Day Project, с Белинским во главе. Именно он ярко заявил новую модную платформу, представив коллекцию весна-лето – 2018 на пропахшем рыбой и любимом киевлянами Житнем рынке. И в этом весь Антон: он умеет находить красоту в обыденном. Благодаря One Day Project стали известны такие проекты, как Drag & Drop и Subrosa. Запомните их!
Многие считали Украину временным проектом. Но страна выстояла. Она куда крепче, чем можно было ожидать. И теперь уже принято говорить не об "украинских дизайнерах", а о "дизайнерах родом из Украины". Их творчество отныне принадлежит миру. Это огромный шаг вперед. Им удалось развеять туман политической постсоветской пропаганды вокруг своей родины и выйти на собственный путь. А некоторые украинские бренды, даже не принимавшие участия в Неделях моды, попали в крупные западные магазины. Лично мне милее всего пуховики Ienki Ienki, которые я могу запросто купить в Barneys на Мэдисон-авеню. Тем временем мои американские коллеги обожают Sleeper. А Вита Кин своими вышиванками прославила национальный украинский костюм на весь мир и вдохновила десятки подражателей.
Сама же Анна Октябрь добилась успеха на известных международных платформах. Пожалуй, она ярче всех передает дух своей страны, потому что отчаянно бьется и побеждает, когда все вокруг против нее. На вопрос, как Украина повлияла на ее творчество, она ответила: "Украина – словно упаковка, в которой я живу. Именно она побудила меня все время копаться в книгах и в самой себе. Она внушила мне, что я должна очень много знать. Научила быть сильной, отважной и бороться за свою мечту. А еще – работать в любых условиях, что бы ни происходило вокруг".
Что ж, нам остается лишь наблюдать, как Анна и украинская мода будут развиваться. Ждем, затаив дыхание.
Текст: Лиана Сатенштайн
Коллаж: Наталья Тюленева