История макияжа: как на свет появились стрелки
На показах сезона весна-лето 2021, от Dior и Chromat до Chloé и Valentino, на лицах моделей сверкали хлесткие стрелки. Все ярких оттенков, с графическими линиями и геометрическими формами. Сегодня стрелки подчеркивают индивидуальность и принимают множество форм, – но как это все началось?
Стрелки являются одним из самых ярких и жизнеутверждающих приемов в макияже всех времен. Знойная дикая красота стала визитной карточкой многих, от королев Древнего Египта до современных воплощений на показах Dior, Valentino и Chloé сезона весна-лето 2021.
От культурных традиций до знаменитых интерпретаций звезд кино Софи Лорен, Авы Гарднер и Элизабет Тейлор, рассказываем увлекательную историю появления стрелок в нашей мейкап-культуре.
Стрелки – один из старейших мейкап-приемов в мире, замеченный в Древнем Египте (с 3100 г. до н.э. по 332 г. до н.э.). Говорят, что этот трюк стал популярным благодаря Нефертити и Клеопатре, которые использовали медную руду и малахит для создания толстых линий над верхней линией роста ресниц либо рисуя линии параллельно бровям. Такая подача стрелок пользовалась популярностью и среди мужчин, примером чего являлся фараон Сети I.
По словам историка и соосновательницы Музея макияжа Дорин Блох, коль и минералы использовали для поддержания здоровья глаз. "У коля были иммунологические и антибактериальные свойства, которые поддерживали здоровье глаз и минимизировали ущерб от солнца, – рассказывает Блох. – Поэтому, древние египтяне, особенно правящий класс, использовали это косметическое средство с пользой для здоровья и, соответственно, подводили глаза". В образцах макияжа из Древнего Египта, которые выставлены в Лувре, был обнаружен оксид азота, который, как говорят, способствует оживлению иммунной системы.
Женщины же носили насыщенные стрелки не только по состоянию здоровья, но и для защиты от злых духов. "На протяжении веков женщины использовали кольцевую подводку для защиты от сглаза", – говорит соосновательница Музея макияжа и звездный визажист Рейчел Гудвин. "Но, как и большинство других вещей, эта практика превратилась в способ обозначения социального статуса, став в конечном итоге высшим признаком красоты как для женщин, так и мужчин всех слоев населения", – продолжает она.
Хотя считается, что макияж со стрелками впервые был замечен в Древнем Египте, мужчины и женщины в древней Азии и на Ближнем Востоке тоже носили тонкие и экстремально широкие стрелки, датируемые 3000 годом до нашей эры. Последние, к примеру, использовали измельченный коль (сделанный из сульфида свинца и других минералов, смешанных с водой) вокруг глаз как средство защиты от сурового климата пустыни.
В 1920-х на западе началась история стрелок в том виде, в каком мы знаем их сегодня, когда неподражаемая французская артистка Жозефин Бейкер рисовала стрелки для своих пьянящих танцевальных перформансов. С другой стороны, актрисы Луиза Брукс и Грета Ниссен появлялись со стрелками во время выходов на красной ковровой дорожке, вместе с объемными ресницами и тонкими бровями.
"Находки из Древнего Египта [в 1910-х и 1920-х годах], такие как бюст Нефертити, помогли обществу лучше осознать стиль и образы ушедшей эпохи, – объясняет Блох. – В фильмах, вроде "Клеопатры" 1917 года, в котором главную роль исполнила Теда Бара, представлены стрелки, как у современных суперзвезд. По мере того как косметика становилась все более приемлемой для использования среди обычных женщин, подводка для глаз становилась все более распространенной".
Образ со стрелками создавал ощущение театральности, таинственности и экзотики, которые были связаны с бунтарской модой того времени, когда женщины сбрасывали сковывающую движения одежду и коротко стриглись. В тот период в качестве подводки использовали смешанную с вазелином сажу.
Стрелки были частью повседневного стиля в 1950-х и 1960-х, когда женщины сделали их неотъемлемой частью своих образов. Менее драматично, чем в 1920-х, икона пин-апа Хеди Ламарр носила тонкие извилистые стрелки как на экране, так и вне его.
В 1950-х началось массовое производство и коммерциализация макияжа, тогда же изобрели и жидкую подводку для глаз. "Такое новшество и визажисты Max Factor, Бен Най и The Westmores использовали в создании образов для Мэрилин Монро, Авы Гарднер и Одри Хепберн, определяя тем самым совершенно новую эру красоты", – рассказывает Гудвин.
В Италии некоторые из кинозвезд 1960-х годов, такие как Софи Лорен, очаровали публику собственной версией нанесения подводки: черные стрелки они рисовали поверх темно-коричневых или синих теней, нанесенных на все подвижное веко, дополняя образ густо прокрашенными ресницами. "Есть винтажная реклама 1950-х годов от косметического бренда Borghese, в котором итальянкам рассказывают о новом трюке в макияже под названием "кошачий взгляд"", – рассказывает Блох.
Тем временем британская модель Твигги добавила образу внеземную изюминку графическими линиями и опущенными нижними ресницами. Была также Элизабет Тейлор, чья роль Клеопатры в голливудской эпопее 1963 года только укрепила ее огромную популярность. И, наконец, модель Патти Бойд, которая в 1965 году вела колонку о красоте в американском журнале №16 о том, как совершенствовать свои стрелки.
"Кошачий взгляд" трансформировался в 1970-х и 1980-х, когда молодежная культура наполнилась панком, готами, любителями гранжа и фанатами металла, которые обратили свое внимание на этот мейкап-прием и обратили его в свою сторону. Фронтвумен группы Blondie Дебби Гарри в 1980-х носила растушенванные стрелки, а ее примеру следовали поклонники и коллега рок-звезда Пэт Бенатар.
Пионеры стиля Грейс Джонс и Дэвид Боуи экспериментировали со стрелками, сочетая яркие цвета с более смелыми оттенками румян для пущего эффекта. Боуи, как известно, использовал индийский коль вокруг глаз, часто крася ресницы и слегка их приподнимая. "У меня всегда была потребность быть кем-то большим, чем человек", – сказал он однажды Rolling Stone о своем макияже.
Как и Роберт Смит из The Cure, с четкими линиями и графическими формами экспериментировала Сиукси Сиу. Египетская актриса Суад Хосни тоже любила заметные стрелки, как и сингапурская звезда китайского происхождения Гонг Ли, что особенно заметно в первые дни ее карьеры в 1980-х и 1990-х.
Ближе к 2000-м годам рисование стрелок разделилось на два лагеря. Эми Уайнхаус остановилась на классической форме, увеличив ее пропорции, рисуя тяжелый изгиб, уходящий за бровь. Другие знаменитости, такие как Лорен Конрад из американского реалити-шоу Laguna Beach, выбрали гораздо более тонкую версию.
"Ранние 2000-е стали тем временем, когда весь мир начал внезапно ностальгировать по Золотому веку Голливуда", – говорит Гудвин. "Такие женщины, как Гвен Стефани и Дита фон Тиз, начали отдавать дань уважения своим иконам красоты. Стрелки трепетно переосмыслили и развили".
Сегодня форму стрелок современному поколению направляют визажисты Пэт МакГрат, Фатима Томас и Исамайя Френч. На показе Chloé сезона весна-лето 2021 МакГрат оформила глаза моделей дымными продолговатыми стрелками вдоль линии роста нижних ресниц. Тем временем для показа Chromat Фатима Томас создала дуохромный неон в кобальтовых оттенках синего и зеленого.
Для Dior Питер Филипс создал образ с широкими, но минималистичными стрелками, которые обрамляли весь глаз. Для коллекции Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood Исамайя Френч использовала бело-черный пигмент, нарисовав крылатые линии в стиле 1980-х. Визажисты выводят скромные стрелки на новый уровень, адаптируя стрелки к настроению того, кто их носит.
В Instagram бьюти-блогеры, такие как Джулиана Хорнер, создают произведения искусства на основе простой стрелки, как и визажист Роуи Сингх. На запрос "cat eye" Instagram выдает 2,6 миллиона результатов, подтверждающих популярность стрелок. И тут можно увидеть классические стрелки, покрытые стразами, красными и оранжевыми переливами, узорами облаков, блестками и даже лепестками цветов.
"Наиболее существенная эволюция стрелок заключается в том, что в отличие от прошлых эпох, когда они символизировали статус или соответствие определенному уровню, теперь стрелки означают совершенно другое, – говорит Гудвин. – Сегодняшние стрелки гораздо более универсальны и они легко существуют между классическими косметическими приемами и субкультурами без всякой иронии".
Текст: Kristen Bateman