Тесно связаны: что такое шибари
Психотерапевт и сексолог Наталья Михальчук освоила шибари – японское искусство эротического связывания
"Меня возбуждает, что я не могу двигаться, ничего не контролирую и не могу убежать", "Мне нравится, что я могу сделать с партнершей все, что хочу, ее доверие делает меня всемогущим", "Потрясающее состояние – будто под гипнозом, когда я теряю волю и разум", "Шибари как танец: мы чувствуем друг друга и сливаемся в единое целое", "Это очень красиво: слегка прикрытое тело, опутанное веревками", "Я люблю контакт тела с узлами. Мне нравится чувствовать, как меня оплетают, – будто мастер превращает мое тело в скульптуру". Это слова тех, кто практикует шибари – и говорит об этом на сеансах психотерапии. Хорошо помню, как это впервые случилось со мной.
"Вы же сексолог, неужели никогда не практиковали связывание?" – как-то на сеансе удивленно протянула моя клиентка (очевидно, по ее мнению, я должна была перепробовать все). Тогда я впервые узнала о шибари – и заинтересовалась. Выяснилось, что шибари – японское искусство эротического связывания, ставшее популярным во всем мире. В Европе и Америке проходят тематические фестивали и мастер-классы, где гуру учат особым приемам и устраивают целые шоу (многие можно посмотреть на YouTube по тегу Shibari). Действо происходит на сцене, под музыку, со специально выставленным светом. Из тела и веревок создают арт-объект, а сам процесс связывания построен по всем законам шоу. Часто модель подвешивают на специальной устойчивой раме – так зрелищнее. Девушку связывают, чтобы двумя-тремя движениями из одной позиции ее можно было переместить в другую, опустить вниз головой, сомкнуть ноги, раздвинуть их или подтянуть к голове. В качестве кульминации, чтобы показать красоту конструкции – и полную власть мастера над моделью, – ее закручивают в подвешенном состоянии. Несмотря на очевидный эротический подтекст шоу, модель обычно одета в кимоно.
В Украине есть сообщество Shibari Projects Ukraine со страницей в "Фейсбуке". Там периодически появляются анонсы новых мероприятий. На одно из них – Shibari Fest Ukraine – я и отправилась со своим мужчиной. Мы оба были заинтригованы, поскольку наручники из секс-шопа и заматывание рук скотчем, как в кино, быстро надоедают, а такое связывание мы еще не пробовали. Знакомство с шибари мы решили начать с лекции специалиста по связыванию Михаила Балабанчика. Там мы узнали, что техника связывания человека веревками (женщин все же связывают чаще, чем мужчин) безумно популярна и ее часто используют, чтобы расширить спектр эротических и сексуальных игр в паре. Связываемую на сленге называют "нижней", а риггера (связывающего) – "верхним", как в БДСМ. Шибари вообще нередко ассоциируют с этой субкультурой (не всегда справедливо – но об этом позже).
Михаил Балабанчик рассказал, что есть три причины, по которым люди практикуют шибари. Причина первая – стремление следовать за партнером. Чаще женщина следует за мужчиной, потому что разделяет его интерес к новому или просто хочет, чтобы связывал он ее, а не какую-нибудь пышногрудую незнакомую даму: желающих быть связанными легко найти в соцсетях или на мастер-классе по теме. Такие женщины, как правило, остаются "в деле" ровно столько, сколько длятся их отношения с партнером. Исключения бывают, но для этого новичка должно зацепить что-то еще.
Вторая причина – возможность разнообразить свою сексуальную жизнь, доминировать или подчиняться, реализовывать свои садомазо-наклонности легальным способом, пробовать новое, иногда – с разными партнерами. Кто-то получает удовольствие от полного подчинения, абсолютной беспомощности и насилия над собой. Кто-то – от беспомощности "жертвы". У каждого есть фантазии, осознанные и не очень. Они формируются вместе с сексуальностью и часто подталкивают к экспериментам. Ничего общего с отклонением шибари не имеет: в сексологии то, что устраивает обоих партнеров, доставляет им удовольствие и не нарушает социальных рамок, и есть норма.
Третья причина практиковать шибари для меня оказалась неожиданной. Это психологический аспект. Ощущения, которые человек получает, будучи связанным, – специфические. Дело в том, что шибари – техника обездвиживания: чаще всего у "жертвы" крепко связаны руки, нередко – и ноги. В таком состоянии шевелиться невозможно. У многих начинается приступ паники, иногда не один. Но после, минут через десять, со связанным случаются удивительные вещи. Человеческий мозг устроен так, что любое новое ощущение воспринимается как раздражитель. Если таковой со временем не исчезает, а при этом ничего плохого или страшного не происходит, организм начинает принимать состояние как должное – и перестает реагировать. Что-то похожее случается, когда человек, впервые занявшись дайвингом, перестает паниковать на глубине, понимает, что дышать можно и в маске, – и незаметно для себя начинает разглядывать рыбок. Или когда громкий гул реактивных двигателей в самолете вдруг становится почти незаметным.
Если долгое время нельзя пошевелиться, почесаться, сменить позу, вытянуть затекшую конечность, в какой-то момент мозг отключит зону восприятия, отвечающую за мелкие осознанные движения. Почти одновременно с ней автоматически отключатся соседние участки коры головного мозга, и внезапно придет расслабление, умиротворение и покой. Многие впадают в состояние, похожее на транс. Что-то подобное испытывает жертва, когда понимает, что обречена. Именно это "мне все равно, что будет дальше" оказалось чем-то сродни медитации для современных людей, стремящихся к гиперконтролю и неспособных остановиться в стремлении куда-то бежать и что-то делать. Этот опыт – как маленькая смерть, шанс отпустить ситуацию и полностью подчиниться обстоятельствам. Он позволяет перезагрузиться. Это то, ради чего я иногда прошу партнера бережно связать меня, накрыть пледом и оставить на 20-30 минут.
Но в самом начале нам предстояло научиться базовым элементам: как связывать руки, чтобы партнеру не было больно, но он не мог бы развязаться сам; как сделать такой узел, чтобы по первой же просьбе партнера или панической атаке можно было одним легким движением за пару секунд его освободить; какие есть способы зафиксировать руки и ноги; какими должны быть веревки – и множество других важных деталей. Так, мы узнали, что веревки обычно используют прочные, крученые, из натуральных материалов, часто джутовые, длиной примерно 7-8 метров. Этого хватает, чтобы можно было не только связать руки, но и сделать красивую обвязку по телу. Купить уже подготовленные для шибари комплекты веревок можно в тех же клубах – они стоят около 70 долларов. Важно следить, чтобы узлы не приходились на болевые точки, а сами веревки не пережимали важных артерий и не захлестывали шею. И обязательно надо договориться о стоп-слове, которое укажет связывающему, что пора прекратить.
Если наблюдать со стороны, кажется, что ничего сложного нет: все получается быстро и красиво. И только когда пытаешься все повторить самостоятельно, становится ясно: нужна практика, знание специальных приемов и материалы – как, впрочем, и в любом другом виде искусства. Одних только способов связать руки – множество: например, когда руки сложены за спиной параллельно полу, а ладони обхватывают локти; когда ладони лежат одна на другой перпендикулярно позвоночнику; когда руки висят вдоль тела.
Шибари сильно отличается от техники бондажа в БДСМ: здесь связанный человек не испытывает боли, очень важна безопасность и бережная работа с партнером. Связывающие и связываемые находят в шибари свое эстетическое и физическое удовольствие. Для многих практикующих это не просто часть сексуальной игры, но и свидетельство открытости, любви, заботы, единения друг с другом и с миром. Популярность шибари растет за счет того, что это искусство дает возможность на какое-то время ощутить особую близость с партнером и тотальное доверие – то, чего многим не хватает в обыденной жизни.
Instagram: @vogueua_beauty
Читайте также: