До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Путь к себе: что такое Human Design и как он помогает найти себя

"Кто я и зачем пришел в этот мир?" Ответ на вопрос, которым задавались античные философы и европейские экзистенциалисты, поколение Z сегодня ищет в интернете. Human Design – один из способов познать себя.

Реклама

Астрология на YouTube-каналах, психологические марафоны в мессенджерах, тесты на специализированных сайтах по психологии — для познания себя все средства хороши. Я узнала все о себе за три часа. Именно столько длился сеанс расшифровки "Бодиграфа" – карты-ключа, которая служит инструкцией к собственному телу.

В моем резюме самопознание долго значилось в разделе "хобби". Образование, полученное за рубежом, успешные проекты, публичные выступления и работа мечты – все эти статусы украшали мой профиль в "Фейсбуке", но не давали вздохнуть с облегчением. Мне хотелось подвигов, признания и тысяч "лайков". Но каждый вроде бы успешный проект сопровождался депрессией или истериками, хронической болью в пояснице и апатией. Я задавала себе вопрос "зачем все это?", но ответа не находила.

Помню, после первого стресса на первой серьезной работе я стала искать проблему в себе. Google-поиск привел к образовательной программе с загадочным названием "Лидерство изнутри". Познавать себя предлагалось на двухнедельных курсах в окрестностях Мадрида с последующей экспедицией по дороге Святого Иакова. Опыт получился в лучших традициях фильма "Есть, молиться, любить": никакого интернета, утренняя йога и ночлег в здании старого монастыря. Правда, вместо любовных приключений – часы самокопания. Так я узнала о своем типе личности по системе Майерс-Бриггс, разобралась в зонах развития по Эннеаграмме, прошла тесты профориентации от PwC и перенимала техники осознанности у тренера польской сборной по регби. Пройти по Эль Камино де Сантьяго, паломнической дороге, описанной в "Дневнике мага" Коэльо, мне так и не удалось, но в офис я вернулась определенно иной. Правда, просветление длилось недолго – до первого жесткого дедлайна.

Потом были визиты к психологу, мегабайты загруженных приложений для медитации, йога, спорт и массаж. Все тщетно: счастье так и не находилось. В какой-то момент все вокруг заговорили о дизайне человека – и игнорировать это стало невозможно. Одно дело, когда о Human Design пишет в своем блоге Гвинет Пэлтроу, другое – когда на тренинг по этой теме идут знакомые, а в "Инстаграме" катится волна постов с соответствующим хештегом. Среди известных адептов метода – стилистка Карла Уэлч, которая одевает Маккензи Дэвис, Оливию Уайлд, Амбер Валлетту и Трэйси Эллис Росс, соосновательница бренда Jimmy Choo Тамара Меллон и звезда шведских стритстайл-хроник Бабба Ривера.

О Human Design человечеству известно с 1987 года. По легенде, канадский издатель и рекламщик Роберт Алан Краковер услышал таинственный голос, который с чувством и с толком изложил ему концепцию дизайна человека. Именно ее Краковер расшифровал на 400 страницах своей книги. Концепция оказалась довольно логичной и системной.

Согласно Краковеру, у каждого человека есть девять информационных центров, в одном из которых лежит ключ к собственному "я". Мне понятнее представлять это как личный бинарный код — почти как в информатике. Только вместо единичек и нулей – открытые и закрытые центры, связанные с внутренними органами. Например, теменной центр отвечает за вдохновение, горловой – за самовыражение через голос, сердечный – за силу воли, аджна-центр – за анализ информации, джи-центр – за любовь и самоидентификацию. Центр селезенки в ответе за интуицию, центр солнечного сплетения — за эмоциональность и чувствительность, сакральный центр — за работоспособность, корневой – за давление. Каждый из центров может быть закрыт или открыт, и его состояние говорит о том, как проявляет себя человек. Так, закрытый сердечный центр указывает на силу воли, но если он открыт, то это значит, что внешние обстоятельства сильнее воли человека. Люди с закрытым корневым центром организованны, отлично справляются с многозадачностью и не нуждаются во внешнем контроле, зато те, у кого он открыт, — вечные прокрастинаторы.

В зависимости от того, как комбинируются открытые и закрытые центры, всех людей можно разделить на пять типов: манифестор, генератор, проектор, рефлектор и манифестирующий генератор. К примеру, стратегия проектора – ждать приглашения вместо того, чтобы проявлять инициативу и привлекать к себе внимание. Это касается и рабочих, и личных взаимоотношений. Если проекторов не замечают, они впадают в отчаяние. Но действуя правильно, могут раскрыть свой потенциал — и вдохновлять других. С такими людьми всегда комфортно генераторам, стратегия которых – чувствовать отклик: как только на горизонте возникают новые проекты, отношения или возможности, им надо отбрасывать логику, устои, всевозможные стереотипы – и действовать, полагаясь исключительно на свою интуицию. Среди известных манифесторов — мировые диктаторы. Действуя напролом, манифесторы могут казаться сложными и неприступными, при этом чаще всего злятся они на всех и на себя. Стратегия поведения для такого типа – информировать окружающих о своих намерениях и действиях, чтобы нормально с ними взаимодействовать. Самый редкий тип – рефлектор: он словно зеркало для остальных. Рефлекторов в мире всего 2 %, и они – борцы за справедливость, бессребреники и визионеры, могут давать объективную оценку происходящему и восстанавливать справедливость.

Узнать свой дизайн достаточно просто: на любом приличном сайте, который выдает Google по запросу "Human Design", надо ввести дату, время и место рождения. Несмотря на эти довольно общие исходные, результат выдается поразительно точный: это описание типа личности, мотивации и образа действий. Но самое интересное происходит потом. За детальной расшифровкой результатов надо обращаться к специалисту. Human-дизайнеров не так много – перечень сертифицированных аналитиков International Human Design School можно найти на одноименном сайте. Стоимость услуг сравнима с гонораром хорошего адвоката, но и квалификация – серьезная: курсы, семинары, международные дипломы и годы практики.

И вот я, со своими повышенной тревожностью и профессиональным выгоранием, сижу в мягком кресле кабинета-квартиры в киевской многоэтажке на приеме у аналитика Юлии Голубевой. Еще каких-то десять месяцев назад это показалось бы мне уделом неудачников, но проходит ровно три часа (именно столько длится сеанс прочтения "Бодиграфа" – карты-ключа) – и я получаю совершенно четкие ответы на вопросы, мучившие меня много лет. Почему я не знаю, где хочу работать и чем заниматься? Потому что генераторы (а именно к этому типу отношусь я) способны браться за все, к чему чувствуют призвание и что вызывает у них внутренний отклик. Сегодня это изучение японского, завтра – запуск интернет-магазина, послезавтра – организация конференции – и это нормально. В любом деле они смогут разобраться и достичь высот, если на это хватит энергии.

Моя сессия похожа на урок соционики, сеанс с астрологом, психотерапевтом и персональным коучем одновременно. Все, что требуется, – сформулировать свой запрос. И практически мгновенно начинаешь прозревать – иначе и не назовешь те откровения, которые пришли мне в течение этих трех часов. Больше всего потрясло отсутствие моральных установок из разряда "хорошо – плохо". "Плохо ли бросить учебу или не закончить важный проект?" – "Нет, если это не ваше. Да, если случился отклик". "Обязаны ли люди, находящиеся в отношениях, спать в одной постели?" — "Некоторым прямо-таки показано спать в одиночестве". "Можно ли быть эгоистом?" — "Нужно, хотя удобнее принять обратное".

Согласно теории HD, мозг – это пассажир, и он не должен указывать телу, куда двигаться. Самое важное – действовать согласно стратегии своего дизайна. Полагаясь на внутренние ощущения, развивая телесную чувственность, осознанность и интуицию, можно научиться жить согласно собственному дизайну. Генераторам важно определить свой сигнал тела: "бабочки в животе", тепло или дрожь, непроизвольные звуки или тихое "угу".

"Во время собеседования задумайтесь, комфортно ли вам находиться в этом помещении, жарко тут или холодно, может, болит голова или раздражает голос собеседника, — говорит Юлия. — Это было приглашение или встречу инициировали вы сами?" Human Design учит принимать решения. Подсказка одна: не думать головой, а полагаться на телесные ощущения. С одной стороны, ждать какого-то там внутреннего отклика – странно: ну правда, где был бы мир, в котором все делали бы только то, что хотели? С другой стороны, а что такое "думать головой"? Всего лишь полагаться на совокупность установок, советы окружения, прошлый опыт (часто чужой). И в итоге – ошибаться.

Такая история мне знакома. Из последнего: давний партнер предложил мне новый проект. Мозг взбодрился: отлично, это признание, дополнительный доход, надо браться. Но внутреннее "я" напоминало о неприятном прошлом опыте – с бесконечными рабочими чатами и голосовыми сообщениями по ночам. Когда я попыталась отказаться, партнер пустил в дело модные аргументы вроде "фриланс" и "ремоут". Раньше я бы их приняла, но после сессии с HD-аналитиком решилась на эксперимент. И заявила заказчику: "Простите, у меня нет на это энергии". К моему величайшему изумлению, трюк сработал. Я чувствовала себя победителем – и сохранила нормальные отношения с партнером.

"У меня просто нет на это энергии", — повторяла я магическую фразу и замечала, как вокруг становится больше воздуха, как собственное "я" выходит на первый план, а жизнь налаживается уже за пределами социальных сетей. Я практиковала такой подход везде. Вот мне некомфортно в этом ресторане, вот знакомый снова тяготит просьбами, вот таксист решил не следовать правилам дорожного движения. Я начала отслеживать свои реакции – и само собой появилось мужество возразить, высказать свое мнение, уйти или передумать. Стали видны выходы даже из самых сложных ситуаций.

Практики концепции утверждают, что после детального изучения карты со многими новичками случаются чудеса. Так и я, выйдя из офиса Юлии, чудом успела на важную встречу, несмотря на пробки, затем встретила человека, которого хотела увидеть несколько лет, а потом получила подтверждение сотрудничества от двух очень сложных клиентов. "Кто ищет, тот найдет", — подумают скептики. Но если речь о поисках себя, то я согласна.

Совместное исследование Snapchat и JWT Intelligence показало, что главная ценность для поколения Z – быть собой. Стремление быть собой диктует "джензерам" желание иметь собственное дело и ориентироваться на свое мнение, а не на общественные устои, а заодно обеспечивает недоумение родителей и людей старшего поколения. Но правда ведь в том, что, только разобравшись в себе и в собственных желаниях, можно обрести счастье.

Текст: Мария Жданова

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.