Все, что нужно знать о Венецианской биеннале

ART
20 апреля 2019

Политическая, феминистическая и молодежная – 58-я Венецианская биеннале начнется 11 мая, но до официального старта уже успела получить несколько характерных прозвищ

imageBona, Charlottesville, Virginia, 2015, работа художницы Занеле Мухоли

Нас ждет очень современная Венецианская биеннале. Ее куратор – британец Ральф Ругофф – известен как человек, который не любит музейное искусство. "Большая часть работ, которые показывают в исторических музеях, мертвы, а академическое искусство зачастую далеко от современного дискурса. Это как вывешивать на стены разлагающиеся тела" – фраза из скандального интервью куратора The Guardian в 2015 году разлетелась на цитаты, и во многом именно она определяет ожидания от биеннале Ругоффа. К слову, показательно, что одна из его любимых художниц – участница некогда очень популярной арт-группировки Young British Artists, скандалистка и хулиганка Трэйси Эмин.

Ральф Ругофф

Ральф Ругофф курирует основную выставку биеннале – так называемый кураторский проект, в котором в этом году принимают участие 79 художников. Это сравнительно небольшая цифра: еще в 2015-м в основной выставке было 140 мастеров. Свой выбор Ругофф объясняет просто: хотелось дать максимум пространства каждому. Впервые в истории биеннале основную выставку разделят на две части: Proposition A и Proposition B. Они займут два павильона – центральный в садах Джардини (где также будут располагаться национальные павильоны) и в Арсенале. Кураторская хитрость в том, что каждый из 79 художников сделает по два разных проекта – один для Арсенала, второй для Джардини. "Уверен, половина зрителей и не догадывается, что в обеих выставках принимают участие одни и те же художники", – смеется Ральф.

В подходе Ругоффа вообще много живой иронии – например, темой биеннале он выбрал фейковое философское изречение May You Live in Interesting Times

В подходе Ругоффа вообще много живой иронии – например, темой биеннале он выбрал фейковое философское изречение May You Live in Interesting Times ("Чтобы вы жили в эпоху перемен"). Фразу приписывали Конфуцию, а популярной в Европе ее сделал политик Остин Чемберлен. Во время своего спича в 1930-е он сказал: "Нет сомнений, что это проклятие пало на нас. Мы переживаем кризис за кризисом, утопаем в волнениях". Спустя десятилетия выяснилось, что ни к Конфуцию, ни к китайской философии вообще фраза отношения не имеет. Эпохе фейков иронично посвящает свою биеннале Ральф Ругофф, делая ее темой поддельное проклятие.

При этом куратор не считает, что искусство как-то может помочь миру: войны продолжаются, беженцы страдают, авторитарные правительства набирают силу, а Дональд Трамп все так же публично оскорбляет женщин, представителей ЛГБТ-меньшинств и мексиканцев. Искусство не может исправить "времена", но может предложить варианты – как жить и думать в эту эпоху. "Спасительная" идея Ругоффа выглядит многообещающе: впервые в кураторском проекте биеннале принимают участие только современные художники, ныне живущие, а примерно треть из них и вовсе родились в 1980-е, и говорить они будут на темы, которые появились на глобальной арене совсем недавно.

No History In A Room Filled With People With Funny Names 5, 2018, инсталляция КоракритаАрунанондчая

Например, о том, как жить в эпоху глобальной зависимости от интернета. Об этом – проект канадского художника Джона Рафмана, который в прошлом году прогремел в модном мире как автор инсталляций к показу Balenciaga весна-лето – 2019. Самый известный его проект называется 9-Eyes – это своеобразный архив нашей эпохи, сделанный на основе фотографий в Google Street. Благодаря снимкам, которые ежеминутно делает фотомашина Google по всей планете, Рафман однажды нашел свое фото с бывшей девушкой, о которой у него почти не осталось воспоминаний, а после сделал целый фотопроект в галереях по всему миру. 9-Eyes продолжается до сих пор, а реальность, описанная в сериале "Черное зеркало", уже наступила – уверен художник.

Работа Джона Рафмана

Среди участников есть Хито Штейерль, известная своими сложносочиненными перформансами. Она, так же как и Рафман, работает с темой фейков и медиа. Самое ожидаемое имя в списке приглашенных Ругоффом художников – это, пожалуй, 35-летняя Нджидика Акуниили Кросби. По данным artnet, годовой аукционный объем продаж ее работ – 6 млн долларов, и она самая дорогая художница в мире, родившаяся после 1980 года.

And We Begin to Let Go, 2013, работа Нджидики Акуниили Кросби

Вероятно, цены на ее работы взлетят в этом году – она только-только подписала контракт с акулой галерейного бизнеса Дэвидом Цвирнером. В Венеции Кросби покажет яркие коллажи из живописи и газетных вырезок, которые при внимательном рассмотрении оказываются жестким высказыванием на тему колониального прошлого Африки.

Текст: Дарья Слободяник

Фото предоставлено пресс-службой Венецианской биеннале

Популярное на VOGUE