Политическая, феминистическая и молодежная – 58-я Венецианская биеннале начнется 11 мая, но до официального старта уже успела получить несколько характерных прозвищ
Нас ждет очень современная Венецианская биеннале. Ее куратор – британец Ральф Ругофф – известен как человек, который не любит музейное искусство. "Большая часть работ, которые показывают в исторических музеях, мертвы, а академическое искусство зачастую далеко от современного дискурса. Это как вывешивать на стены разлагающиеся тела" – фраза из скандального интервью куратора The Guardian в 2015 году разлетелась на цитаты, и во многом именно она определяет ожидания от биеннале Ругоффа. К слову, показательно, что одна из его любимых художниц – участница некогда очень популярной арт-группировки Young British Artists, скандалистка и хулиганка Трэйси Эмин.
Ральф Ругофф курирует основную выставку биеннале – так называемый кураторский проект, в котором в этом году принимают участие 79 художников. Это сравнительно небольшая цифра: еще в 2015-м в основной выставке было 140 мастеров. Свой выбор Ругофф объясняет просто: хотелось дать максимум пространства каждому. Впервые в истории биеннале основную выставку разделят на две части: Proposition A и Proposition B. Они займут два павильона – центральный в садах Джардини (где также будут располагаться национальные павильоны) и в Арсенале. Кураторская хитрость в том, что каждый из 79 художников сделает по два разных проекта – один для Арсенала, второй для Джардини. "Уверен, половина зрителей и не догадывается, что в обеих выставках принимают участие одни и те же художники", – смеется Ральф.
В подходе Ругоффа вообще много живой иронии – например, темой биеннале он выбрал фейковое философское изречение May You Live in Interesting Times ("Чтобы вы жили в эпоху перемен"). Фразу приписывали Конфуцию, а популярной в Европе ее сделал политик Остин Чемберлен. Во время своего спича в 1930-е он сказал: "Нет сомнений, что это проклятие пало на нас. Мы переживаем кризис за кризисом, утопаем в волнениях". Спустя десятилетия выяснилось, что ни к Конфуцию, ни к китайской философии вообще фраза отношения не имеет. Эпохе фейков иронично посвящает свою биеннале Ральф Ругофф, делая ее темой поддельное проклятие.
При этом куратор не считает, что искусство как-то может помочь миру: войны продолжаются, беженцы страдают, авторитарные правительства набирают силу, а Дональд Трамп все так же публично оскорбляет женщин, представителей ЛГБТ-меньшинств и мексиканцев. Искусство не может исправить "времена", но может предложить варианты – как жить и думать в эту эпоху. "Спасительная" идея Ругоффа выглядит многообещающе: впервые в кураторском проекте биеннале принимают участие только современные художники, ныне живущие, а примерно треть из них и вовсе родились в 1980-е, и говорить они будут на темы, которые появились на глобальной арене совсем недавно.
Например, о том, как жить в эпоху глобальной зависимости от интернета. Об этом – проект канадского художника Джона Рафмана, который в прошлом году прогремел в модном мире как автор инсталляций к показу Balenciaga весна-лето – 2019. Самый известный его проект называется 9-Eyes – это своеобразный архив нашей эпохи, сделанный на основе фотографий в Google Street. Благодаря снимкам, которые ежеминутно делает фотомашина Google по всей планете, Рафман однажды нашел свое фото с бывшей девушкой, о которой у него почти не осталось воспоминаний, а после сделал целый фотопроект в галереях по всему миру. 9-Eyes продолжается до сих пор, а реальность, описанная в сериале "Черное зеркало", уже наступила – уверен художник.
Среди участников есть Хито Штейерль, известная своими сложносочиненными перформансами. Она, так же как и Рафман, работает с темой фейков и медиа. Самое ожидаемое имя в списке приглашенных Ругоффом художников – это, пожалуй, 35-летняя Нджидика Акуниили Кросби. По данным artnet, годовой аукционный объем продаж ее работ – 6 млн долларов, и она самая дорогая художница в мире, родившаяся после 1980 года.
Вероятно, цены на ее работы взлетят в этом году – она только-только подписала контракт с акулой галерейного бизнеса Дэвидом Цвирнером. В Венеции Кросби покажет яркие коллажи из живописи и газетных вырезок, которые при внимательном рассмотрении оказываются жестким высказыванием на тему колониального прошлого Африки.
Текст: Дарья Слободяник
Фото предоставлено пресс-службой Венецианской биеннале