Спецпроект Vogue.ua и PinchukArtCentre: все о художнице Марине Скугаревой

ART
22 августа 2017

В PinchukArtCentre запустили исследовательскую платформу, цель которой – создание живого архива украинского искусства от начала 1980-x до настоящего времени. Команда платформы посещает мастерские художников: изучает их биографии, а результаты исследования уже сейчас можно увидеть в библиотеке
 PinchukArtCentre. В рамках проекта Vogue.ua и арт-центр публикуют статьи о самых интересных украинских художниках. Героями проекта уже стали Александр Гнилицкий, Максим Мамсиков, Илья Исупов, Олег Тистол. Следующая героиня – художница Марина Скугарева.

Текст: Катерина Яковленко

С творчеством Марины Скугаревой в 2012 году меня познакомила Олена Олександра Червонык, куратор в донецкой "Изоляции". Работы из серии Скугаревой "Созвездие Михаэлиса или Хорошие Домохозяйки" были показаны на выставке "Гендер в Изоляции". Это была небольшая коллекция графики, скрытая под толстым слоем стекла витрины — нарисованные тушью, цветными карандашами и чернилами на распечатках интернет-чатов обнаженные фигуры женщин в окружении бытовых предметов. Я помню, что тогда для себя отметила: работы Скугаревой очень феминистичны. Личные, интимные сюжеты и образы придают ее работам острый социальный и культурный оттенок. Сама же художница утверждает, что никогда вообще не думала о феминизме, просто рисовала свое окружение, друзей и подруг.

Работа, с которой она приняла участие в своей первой выставке "Киев-Таллинн" в Киевском политехническом институте, гобелен "Портрет Анатоля Степаненко" (1987), был соткан Скугаревой вручную по эскизу художника Олега Тистола. Марина училась в Киеве живописи в РХСШ (сейчас — Республиканская художественная средняя школа им. Тараса Шевченко), продолжила обучение в Дагестанском художественном училище им. Джемала, где освоила техники ручного ковроткачества; затем изучала художественный текстиль во Львове. Ручная работа глубоко "вшита" в ее творчество. Несмотря на то, что после "Портрета Анатоля Степаненко" художница больше никогда не ткала гобеленов, почти каждая ее последующая живописная работа периода 1987—2000 годов была "отмечена" вышивкой — птицами, цветами, орнаментом, как авторской печатью.


Одна из первых живописных работ Марины Скугаревой. Была сделана на Фурманном переулке в Москве, 1989 г.
Портрет Олега Тистола был сделан в мастерской Валентина Реунова, отца Винни Реунова, в Киеве в начале 1990-х. Это один из немногочисленных портретов мужа художницы.

Помимо образов птиц и цветов, на своих картинах она вышивала портреты своих друзей-художников и, в частности, мужа, художника Олега Тистола. Тистол и Скугарева познакомились еще в Киеве, будучи студентами художественной школы, спустя много лет они снова встретились во Львове, уже во время учебы в институте. В конце 1980-х Скугарева и Тистол поженились. Практически сразу после окончания института Марина становится участницей бурного художественного процесса конца 1980-х годов, в котором уже находился Олег, и сама начинает писать картины.

Олег Тистол и Марина Скугарева в Швейцарии, 1992

Новый цикл развития темы вышивки в творчестве Марины пришелся на 1996 год. Проект "Мне хорошо" был реализован при поддержке Центра современного искусства Сороса в Киеве (куратором была знаменитая сейчас Марта Кузьма). В экспозиции была живопись — "Севастопольський вальс", "Guantanamera", "Попугай", "Фрагмент", "Mulhouse", а также четыре белые подушки с вышитыми на них портретами близких людей и друзей (художников Олега Тистола, Константина Реунова, Ольги Свибловой, Мыколы Маценко); пятая подушка — с портретом самой художницы — лежала на металлической кровати. Портреты на подушках любимых людей — это, возможно, желание их приблизить, обнять вместе с подушкой, как плюшевых медведей. Или желание навсегда сохранить образ человека, старательно и подробно вышивая его портрет на полотне. Это придает работам Скугаревой сходство с наивными домашними иконами, которые вышивают не для храма, а "для себя".

В 1929—1930-х годах художник Анатоль Петрицкий создал серию портретов своих друзей, тогдашней киевской интеллигенции. Эти живописные и графические работы сегодня не только часть культурного процесса, но и исторический материал. Скугарева, вслед за Петрицким, вышивала портреты своих современников уже нового времени, своих друзей, художников, чье творчество начинало развиваться на изломе эпох — с конца 1970-х — начала 1990-х годов и продолжает развиваться до сегодняшнего дня.

"Жара", 2000

По словам Скугаревой, с начала 2014 года живописью и вышивкой она почти не занимается. Язык, который она всегда использовала в своей практике, был простым и понятным каждому, а её метафоры обращались к чувственному. События зимы 2014 года, отторжение Крыма, война на Донбассе воспринимаются художницей как личное несчастье. За эти годы она сделала всего несколько небольших работ — "12 липня" (2014), "16 липня" (2014) "Люпин" (2015), "Букет" (2015), "Соняшник" (2016), "Безсмертки" (2017), "Майорці" (2017) . Все это рефлексия на военные хроники.

Читайте также:

Спутники искусства: интервью с куратором Алисой Ложкиной

Самые влиятельные женщины в мире искусства

Популярное на VOGUE