Спутники искусства: интервью с куратором Алисой Ложкиной
Специально для арт-номера Vogue UA главные украинские кураторы рассказали о закулисье художественной жизни страны. Четвертая героиня – Алиса Ложкина, куратор самых громких проектов в Мыстецком Арсенале, организатор выставок украинских художников заграницей. Благодаря ей об отечественном искусстве знают во всем мире.
Куратор, директор одной из первых галерей современного искусства в Киеве, журналист, главный редактор журнала Art Ukraine, заместитель директора Национального культурно-художественного комплекса "Мыстецкий Арсенал" – чем только не занималась Алиса Ложкина. Алисе 35, в искусстве она последние 15 лет, но кажется, была в нем всегда. Такое впечатление частично создается из-за того, что Ложкина делает самые масштабные и обсуждаемые кураторские проекты в Киеве, частично потому, что дружит и работает со старшим поколением кураторов – Александром Соловьевым, Александром Ройтбурдом. С последним их связывает дружба, несколько крупных совместных выставок и забавная история знакомства, с которой началась кураторская карьера Ложкиной.
Алисе было 20, она изучала в Могилянке культурологию, и за компанию с бойфрендом, который любил искусство, ходила на выставки. В университете увидела объявление о том, что ищут сотрудников в галерею современного искусства, и подумала: "Почему бы и нет, я же учусь на культурологии". Собеседование проводил, как вспоминает Алиса, пожилой эксцентричный мужчина с чемоданом. "Начал меня спрашивать, интересуюсь ли я современным искусством. Естественно, я начала говорить, что интересуюсь, жить без него не могу. Сначала он задавал какие-то общие вопросы, в которых я еще ориентировалась, а потом спросил, что я знаю конкретно о современных художниках. И я думаю: "Какой ужас". Тогда сложно было найти какую-то информацию о современном искусстве, потому что это была узкая субкультура. На вопросе о том, кто конкретно мне нравится, я поняла, что надо блефовать, и вспомнила три фамилии – Ройтбурд, Гнилицкий и Ануфриев. И вижу, что этот мужчина начинает меняться в лице и кокетливо так спрашивает: "А вы знаете, что Александр Ройтбурд – это я?"
В итоге Александр взял Ложкину на работу в галерею московского коллекционера Марата Гельмана, в которой сам был директором. В начале 2000-х Ложкина на пару с Ройтбурдом делали там самые авангардные выставки, вместе помогли меценату Виктору Пинчуку составить первую коллекцию современного украинского искусства. А в 2014 году, после окончания революции и бегства президента Януковича, Ложкина с Ройтбурдом сделали одну из самых неоднозначных выставок 2010-х годов. Это был "Кодекс Межигорья" в Национальном музее – выставка, собранная из артефактов, найденных в доме Виктора Януковича в Межигорье. "Я оказалась там сразу же перед революцией, мы пытались уберечь ценные вещи от мародерства, забирали их в Национальный художественный музей. Среди треша и китча там были важные вещи – например, иконы. И из этого мы сделали выставку". В первый день на нее пришло около 2 тысяч человек – для Киева цифра запредельная.
Ложкина – рок-звезда от искусства. Сама Алиса комплименты воспринимает скептично. У нее развита самоирония, но от правды не уйдешь: каждая ее выставка не только масштабная, но и на злобу дня. В 2014-м в венской галерее Kunstlerhaus она открыла выставку "I am a drop in the ocean", посвященную протестным событиям в Украине (ноябрь 2013 года – декабрь 2014-го). Она собрала в центре Вены фото, видео, графику, плакаты молодых украинских художников – такой себе документ, помогающий австрийцам понять, что происходило в Украине зимой 2013/2014 гг. Сейчас Алиса готовит новый международный проект для будапештского Музея Людвига (самый большой выставочный центр в Венгрии), на двух этажах которого в следующем году разместятся работы самых известных украинских художников – от авангардистов до современных. "Это большой шаг для мирового продвижения наших художников. Туда приедут и кураторы, и менеджеры. Это не маленькая выставка на задворках Будапешта, это мировой уровень".
Алиса уверена: понятие "куратор" отходит на второй план, и называет себя организатором. "Художественная субкультура, которая всегда отличалась большим градусом снобизма, уходит от этих определений. Теперь люди, которые делают выставки, называют себя организаторами или арт-директорами. Куратор, как человек, который делает выбор – выбор художников, работ, тем, – вызывает много вопросов. Кто сделал тебя куратором, кто дал тебе этот кредит доверия?"
Пока же Ложкина дает мне интервью, бегая по "Мыстецкому Арсеналу". Она готовится к новой выставке – ART WORK. До открытия – неделя, и передо мной яркий образ – куратор в огне: монтажеры уточняют технические детали, директор "Арсенала" Олеся Островская-Лютая уточняет, все ли идет по плану, а художники жалуются на творческий кризис. Ложкина настроена оптимистично.
Проект ART WORK можно увидеть в "Арсенале" до конца августа: это большая украинско-польская выставка, которую Ложкина и ее коллега, куратор из Польши, посвятили острому социальному вопросу – "Что такое труд современного художника?". "Художник – это человек, который в либеральном обществе выбрал позицию не ходить на работу. Но сейчас в обществе в целом изменяется понятие о работе: многие функции может исполнять искусственный интеллект. Есть такая версия: когда людям не нужно будет ходить на работу, все займутся искусством – самым честным и бескорыстным занятием. Утопия, но было бы неплохо".
Читайте также:
Спутники искусства: интервью с куратором Людмилой Березницкой
Спутники искусства: интервью с куратором Александром Соловьевым