До 10 ноября в Национальном музее Тараса Шевченко можно увидеть выставку финалистов конкурса МУХІ-2019 – своеобразный срез того, что происходит в молодом украинском искусстве здесь и сейчас.
Историческая память, рефлексия о событиях прошлого, сосуществование прошлого и настоящего – эти темы проходят через всю выставку. Некоторые – напрямую, в лоб, даже болезненно, некоторые – очень эстетски, "чисто". Как, например, трогательный проект "Мені досі соромно викидати їжу. Бабуся розповідала мені про Голодомор" Андрея Достлева и Лии Достлевой. Это серия фотоколлажей с точными и тонкими заголовками – например, "Черствый хлеб", – и датой, когда была сделана фотография. Проект похож на бытовые заметки: в течение двух месяцев художники документировали еду, которая у них оставалась, и которую они выкидывали. Из этой документации сделали коллажи, совместив фото с фрагментами пейзажей как символом земли, которая перерождается, что бы не происходило вокруг.
"Каждый раз, когда я выкидываю еду, я ощущаю за это стыд, – пишут художники в тексте к работе. – Никаких логических причин на это нет – я могу позволить себе не съедать то, чего есть не хочу, и этим нельзя кому-то помочь или кого-то спасти. Это просто остатки еды на тарелке – но мне стыдно. Эти чувства укоренены не в моей логике, а скорее в постпамяти: в детстве бабушка рассказывала мне истории из своей жизни, и среди них были воспоминания о Голодоморе. И корни моего стыда именно в этих историях". Проект Андрея и Лилии можно продолжать бесконечно. Его легко продлить на документацию 365 дней из жизни современного человека, который до сих пор не отрефлексировал прошлое и не знает, как смириться со своей генетической памятью.
Рефлексией на события прошлого и их влияние на наше настоящее стал видеопроект художника родом из Донецка Петра Армяновского, который называется "Народный музей Авдеевки". Куратор выставки и инициатор конкурса МУХі Марина Щербенко рассказывает, что фильм посвящен не сколько одному персонажу, сколько городу и его музею. "Главный герой фильма – народный музей прифронтового города Авдеевка, который стал для жителей местом, где оживают самые удивительные идеи – и куда, в том числе, можно сбежать от реальности".
"Авдеевская школа была наполнена веселым детским смехом, – пишет художник Петр Армяновский в пояснительном тексте к проекту. – Вместе с учительницей дети ставили "За двома зайцями", но исполняли пьесу очень современно, в стиле хип-хоп. До определённого времени вообще не ощущалось, что мы на линии фронта, казалось, это классная дружная школа в столице. В какой-то сложный репетиционный момент, когда никто не знал, что придумать дальше, учительница спросила: что вы хотите запомнить про это время? Обстрелы и подвалы? Или то, что вы вместе смогли придумать что-то интересное?"
Работы на выставке удивительным образом перекликаются между собой, хотя их авторы зачастую живут в разных частях Украины. Идее Петра Армяновского о необходимости найти тихое место в сложные времена буквально вторит видео Яремы Малащука и Романа Химея "Присвячується молоді всього світу ІІ", посвященное культовым киевским рейвам Схема, известными далеко за пределами Украины. Камера сначала схватывает киевскую молодежь в танцевальном экстазе на киностудии Довженко, а потом снимает почти статичные портреты героев уже после вечеринки. "Схема" становится для киевской молодежи также определённым бегством от будней (напомним, "Схема" появилась в Киеве в 2014 году, после революции Достоинства).
Разговор о контрасте и одновременной невероятной близости между прошлым и настоящим – ключевая тема выставки. Подчеркивает это и сама локация – Национальный музей Тараса Шевченко. "Выбор выставочных площадок в Киеве для проекта такого масштаба, как МУХI, невелик, – говорит куратор выставки Марина Щербенко. – Музей Тараса Шевченко находится очень удобно локально – в центре города, сюда удобно добираться. Также здесь хорошо налажена внутренняя инфраструктура, работает квалифицированный персонал, который контактирует и с нами, и с нашими гостями. Но выставочные залы в целом сохранили антураж постсоветского музейного пространства. Поэтому ощую экспозицию мы построили таким образом, чтобы подчеркнуть контраст между прошлым и настоящим, а иногда стереть или спрятать все разности и шероховатости". Среди других тем, которые волнуют художников – проблема гендерного равенства (в зрелищном и концептуальном проекте Оксаны Казьминой), критика медиума и фальсификация реальности (например у Антона Шебетко), травмы войны – в видео Алины Якубенко.
Параллельно с выставкой проходит образовательная программа "Випробування меж". В ее рамках пройдут встречи с художницей и членом экспертной комиссии Марией Куликовской, коллекционером Юрием Когутяком, специалистом в сфере интеллектуальной собственности Анной Прохоровой и другими героями.
Фото: Мария Павлюк