16 июня в PinchukArtCentre открывается выставка "Хрупкое состояние", которая соберет в Киеве работы суперзвезд современного искусства: Марины Абрамович, Ай Вэйвэя, Яна Фабра, Дэмиена Херста и других. Накануне Vogue.ua предлагает вспомнить о самых ярких проектах этих художников.
Титул "бабушка перформанса" лучше всего описывает 70-летнюю художницу Марину Абрамович. Она начала заниматься искусством в 1970-ые в родном Белграде и стояла у истоков жанра перформанса. Чего только не делала Абрамович за последние 45 лет: на биеннале в Венеции перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии, вместе со своим партнером Улаем вдыхали выдохи друг другу через специальный прибор, пока не упали в обморок от нехватки кислорода; истязали друг друга обнаженные на глазах у тысячи зрителей; сидела в течение нескольких суток в MOMA не двигаясь и позволяла любому зрителю взглянуть себе в глаза и многое, многое другое. Марине Абрамович, как и всем большим художникам, не чужда поп-культура: она оформляла обложку альбома для Леди Гаги, сотрудничала с Adidas и рэпером Jay-Z. К Украине у Марины Абрамович также есть интерес: в 2014 году она сняла обложку арт-номера Vogue UA, создавав "кровавый" перформанс, посвященный Революции достоинства в Украине.
В 1980-ые годы молодой Херст учился в лондонском колледже "Голдсмит" и после лекций любил посещать морг. Там, по его собственному признанию, у него родились идеи первых проектов. В 1991 году на деньги коллекционера и мецената Чарльза Саатчи, который тогда уже следил за Херстом, художник создал проект "Физическая невозможность смерти в сознании живущего". Это был огромный аквариум с помещенной внутрь акулой, длина которой достигала почти 5 метров. Проект обошелся Саатчи в 50 тысяч фунтов, потом ее продали другому коллекционеру – уже за 12 миллионов фунтов, а Херста с этой работой номинировали на премию Тернера. Позже чего только не мариновал в формальдегиде Херст: от голов коров до насекомых. Самая дорогая работа Херста стоит около 100 миллионов долларов – это "Бриллиантовый череп", созданный в 2007 году. Это копия в реальную величину человеческого черепа; сделана она с черепа европейца жившего в период между 1720 и 1910 годами. Череп Херст огламурил: инкрустировал его восемью тысячами бриллиантов общим весом в 1000 карат. Совладелец черепа – украинский меценат и бизнесмен Виктор Пинчук.
Один из самых влиятельных людей в мире, главный китайский художник, критик, куратор и диссидент – все это про 59-летнего Ай Вэйвэя. В Китае за активную гражданскую позицию и оппозицию официальным властям КНР Ай Вэйвэя постоянно преследовали, а в 2011 году его и вовсе арестовали – за неуплату налогов, как назвали это власти. После этого по миру прокатились волна больших выставок Ай Вэйвэя – от Лондона до Берлина. Среди его самых известных проектов – выставка "Семена подсолнуха", открывшаяся в галерее Tate Modern в 2010. Художник усыпал пол галереи фарфоровыми семечками, созданными вручную нищими китайскими крестьянами – для художника это была возможность говорить о низкой оплате труда, а также о эгоистичной западной публике, которая потребляет дешевую китайскую продукцию. Еще один знаковый проект – Fairytale, Ай Вэйвэй создал в 2007: он вывез в Германию 1001 китайца, читателей своего блога, которые никогда не выезжали из КНР. Он оплатил им перелет, поселил в специально созданном хостеле и создал из путешествия фото и видеопроект.
Ян Фабр – главный бельгийский художник, который занимается инсталляцией, скульптурой и видео. Главные темы Фабра – война, человек и мир насекомых, а в своих проектах он, как и его коллега Дэмиен Херст, часто использует чучела животных, а также панцири редких жуков. Все дело в том, что Фабр – внук знаменитого французского энтомолога Жана-Анри Фабра, поэтому интересе к животным у него в крови. В 2014 году в PinchukArtCentre прошла первая в Восточной Европе персональная выставка Фабра: он привез в Киев работы на тему колониального прошлого Конго, и все скулптуры и инсталляции были элегантно выложены из крыльев редких жуков златок. А несколько лет назад панцирями жуков Фабр украсил потолок одного из залов дворца бельгийской королевы.
Читайте также: