18 мая в Киеве стартует фестиваль Kyiv Art Week. Куратор Евгений Березницкий вместе с командой запустил его три года назад. За это время из локального 4-дневного фестиваля Kyiv Art Week превратился в полноценную неделю искусства международного уровня. За день до старта фестиваля Vogue.ua встретился с Евгением Березницким.
С Евгением мы встречаемся в галерее Bereznitsky Aesthetics на Воздвиженке. Фотографу я в шутку говорю, что перед нами картина "куратор в огне": Евгений опаздывает, а когда приходит, мы все не можем начать интервью – его телефон разрывается. Вопросы сыплются разные: от организационных моментов, связанных с самым сложным проектом фестиваля – презентацией фрагмента "Стены памяти" на Байковом кладбище, до "лишних билетов" на открытие . Со всеми куратор предельно вежлив и деликатен: умение вести диалог – одна из сильных сторон куратора и арт-менеджера Евгения Березницкого. Во многом благодаря этому всего лишь за три года Kyiv Art Week, которая начиналась очень скромно, (Березницкий уточняет: "Первый фестиваль был сделан полностью за свои средства") вышла на международный уровень. Так, в этом году в ярмарке – одной из составляющих частей Kyiv Art Week – участвуют 35 галерей из Дании, Германии, Великобритании, Польши, Грузии, Украины. Помимо этого, 13 локальных музеев и галерей – от Киевской картинной галереи до Музея Гончара – покажут новые проекты, созданные специально для Kyiv Art Week. Для участия в дискуссиях и лекциях едут фотографы, художники и кураторы из Франции, Румынии, Латвии, Великобритании.
Сам Березницкий скромно открещивается от всех заслуг, и говорит, что у него классная команда: директор фестиваля Мария Вторушина, которая в Bereznitsky Aesthetics неизменно отвечает за большинство выставок, программный директор Андрей Сигунцов, пиар-директор Алиса Маллен и другие.
Главной темой нынешнего Kyiv Art Week стала тема, болезненная для современной Украины – проблема интеграции памятников советского периода в публичном пространстве. В разгар диалога о декоммунизации тема, вероятно, не оставит равнодушным никого – а фестивалю она сразу принесла как дополнительных поклонников, так и критиков. 18 мая на Байковом кладбище презентуют восстановленный фрагмент "Стены памяти" – скандально известного мемориала и одного из самых интересных скульптурных памятников Киева. Дуэт молодых и авангардных художников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко занимался возведением мемориала больше 10 лет. По заказу государства художники создали огромную стену размером больше 200 метров с барельефами со сценами из мировой мифологии. Памятник должен был стать частью Парка памяти на Байковом кладбище. В 1982 стену залили бетоном, а художников обвинили в формализме и создании антисоветского искусства. Спустя 36 лет по инициативе Березницкого и Киевской городской администрации начали работу над восстановлением памятника.
Куратор вспоминает, что его первый пост в фейсбуке о том, что "Стена памяти" будет восстановлена, собрал море критики. "Начался фейсбук-скандал, нас назвали мошенниками и жуликами. Я не стал вступать в переписки, мы просто решили, что будем делать то, что делаем". С культурной точки зрения "Стена памяти" Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко – скульптура, которая войдет в историю искусства. "Судя по тем фотографиям, которые сохранились, это очень нервное, напряженное искусство, очень ко времени. Мне "Стена памяти" по своей напряженности напоминает работы Шагала", – говорит Березницкий.
Сценарии работы с архитектурой советской Украины обсудят во время дискуссионной программы. В ней примет участие известный французский фотограф Фредерик Шобен, который 13 лет был главным редактором французской версии журнала Citizen K. Шобен – автор популярной книги СССР: Cosmic Communist Constructions Photographed, которая вышла в 2011 в издательстве Taschen и один из главных исследователей памятников советского модернизма в Европе.
"Я думаю, вещи нужно помещать в новый контекст, – размышляет Березницкий. – Нужно понимать, что есть памятники времени – как памятник Ленину, например, а есть памятники, которые имеют культурную ценность. Массовые памятники вождям, которые стояли в каждом селе в Союзе – ширпотреб и штамповка, от которой нужно избавиться. Но символы времени требуют нового осмысления. Ансамбль, доминанта местности, культурное наследие – все это не пустые слова. К тому же, если из особенных с точки зрения архитектуры "Тарелки" или отеля "Салют" сделают бизнес-центры, Киев перестанет нам нравится".
Нынешняя Kyiv Art Week сильна авторскими проектами украинских кураторов. Например, Олег Соснов, большой полклонник стрит-арта и коллекционер уличного искусства, благодаря которому в Киеве появились муралы на Андреевском спуске, Большой Житомирской и Стрелецкой, курирует проект "По графику", который откроется 23 мая в БЦ "Торонто". По инициативе Олега в Украине впервые покажут станковые работы звезд современного стрит-арта. "Олег дает возможность нам узнать, что стрит-артисты не только работают со стеной и не только в уличном пространстве, что у них есть камерные работы, живопись, графика". Так, на выставке можно будет увидеть работы 35-летнего французского художника JR – одного из самых успешных стрит-артистов мира, участника Венецианской биеннале, выставки которого проходили в Лувре, Центре Помпиду и британском Tate Modern, а фильмы участвовали в программе Каннского кинофестиваля. Также в рамках Kyiv Art Week свою новую работу презентует звезда украинского стрит-арта Владимир Манжос aka Waone Interesni Kazki.
Жанна Кадырова, один из самых успешных украинских художников, курирует спецпроект BIRUCHIY. BIRUCHIY – резиденция украинских художников на одноименном полуострове в Азовском море. Художники представят коллективный интерактивный проект "Разукраска" : это их размышления на тему прибрежного ландшафта Бирючего и его изменения, в первую очередь застройки, а также загрязнения. Так, например, художники Настя Лойко и Владимир Гулич покажут инсталляцию из пластикового мусора, найденного на берегу. В проекте примут участие Илья Исупов, Влада Ралко, Никита Кравцов и другие художники.
23 мая в БЦ "Торонто" начнет работу ярмарка Kyiv Art Fair, где можно приобрести современное искусство. Среди участников – украинские F.A.C.E. Foundation & Mironova Gallery, галерея "Триптих", Voloshyn Gallery, Zenko foundation, берлинская галерея Kwadrat, Sabsay из Копенгагена. Березницкий говорит, что даже первый Kyiv Art Week был довольно эффективной в смысле продаж площадкой, а лучше всего на ярмарке покупают искусство стоимостью от тысячи до 5 тысяч долларов.
На вопрос о том, что бы он лично купил на Kyiv Art Fair, Березницкий говорит, что очень ждет работы художника из Берлина Андрея Логинова, который создает сложные технически инсталляции на стыке биологии и искусства. При этом Березницкий скромно говорит, что искусство не есть его главная миссия. "Я не занимаюсь искусством, я занимаюсь культурным менеджментом. Мои эстетические воззрения вообще не связаны с тем, что я делаю. Я сознательно отказался от своих предпочтений в пользу того, чтобы выполнить другие задачи: мне хочется помочь культурной среде стать качественной и эффективной".
Евгений и вправду больше человек бизнеса, чем искусства: в его речи то и дело проскакивают термины из сферы управления, а в своей арт-деятельности он руководствуется деловыми принципами. Юрист по образованию, на практике юриспруденцией Березницкий никогда не занимался, зато занимался бизнесом – сначала ресторанами, потом недвижимостью. "Изменить у нас в стране можно только одним способом – брать и делать", – заключает Березницкий и прощается. Идет "делать" Kyiv Art Week.
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Мария Павлюк