Как создавалась выставка "IN PROGRESS. Дрес-код України доби Незалежності"

ART
15 июня 2017

15 июня в "Мыстецком Арсенале" открывается выставка "IN PROGRESS. Дрес-код України доби Незалежності", на которой будут представлены 200 экспонатов 40 украинских дизайнеров, в том числе инаугурационное платье первой леди, сценические костюмы звезд украинского шоу-бизнеса и авангардные образы первых лет независимости, которые остались только в частных архивах. Куратор выставки Зоя Звиняцковская рассказала Vogue.ua о том, что будет ждать ее гостей.

imageЗоя Звиняцковская
Об идее

Все началось с книги об украинской современной моде, которую я начала писать примерно в 2010 году. Но я ужасная перфекционистка и мне постоянно казалось, что я где-то что-то недописала. Знаете, есть ужасные такие дедушки и они все дописывают до смерти, а потом их родственники все это выбрасывают. И в какой-то момент моя подруга Алиса Ложкина, которая работает в "Мыстецком Аренале", сказала мне: "Из этого же можно сделать выставку". Для меня это была совершенно новая мысль, ведь прежде я охотилась за фотографиями и вообще не интересовалась физическими вещами. Моими экспонатами были фото и видео. Я ходила по друзьям, цифровала архивы, когда меня спрашивали, дать ли мне что-то, я всегда отвечала: "Не надо". В итоге я пришла сюда летом прошлого года, как раз директором "Мыстецкого Арсенала" стала Олеся Островская-Люта. Она прошла открытый конкурс и в ее программе было написано: "Хочу превратить Арсенал в хаб, где будут представлены лаборатории разных искусств". По-моему, там даже числился дизайн и я поняла, что нужно действовать. Попросила встречу, пришла и представила идею выставки. Она хорошо уже выглядела, потому что я пять лет над этим работала. На первой же встрече Олеся сказала "да", что меня поразило. Я думала, она скажет, что это интересно, мы посмотрим, подумаем. А она просто ответила: "Мы будем это делать".

Владимир Уманенко. Из коллекции "Этнохаус", 1986-98 гг
Подготовка

Активная фаза подготовки к выставке началась зимой. До этого у меня был подготовительный период. Осенью я пришла на одну из встреч и зашла в правое крыло здания, стала смотреть как устроены залы – у меня в голове была концепция, как это должно быть. Я шла и понимала, что это помещение просто построено для моей выставки. Даже если бы у меня была возможность что-то менять – не стала бы. Непосредственно работу над экспозицией начала со сбора вещей – знала какие вещи и из каких коллекций хочу здесь видеть. Затем стала звонить дизайнерам и изначально заложила в бюджет средства на авторскую реконструкцию, ведь они не обязаны были их хранить. В итоге из 200 экспонатов реконструированы у нас только три. Я очень рада этому факту, ведь энергетику новая воспроизведенная вещь так не передаст.

Зоя Звиняцковская

Экспонаты

Сбор экспонатов – это вообще отдельная история. У нас нет культуры работы с архивами – наши люди привыкли ничего не хранить. Когда я начала обзвон дизайнеров, особенно тех, кто сейчас этим не занимается, часто слышала ответ, что ничего не сохранилось. Я не сдавалась и перечисляла, какие конкретно вещи мне нужны – 2-3 единицы и в итоге оказывалось, что именно их дизайнер оставлял себе. Так, к примеру, произошло и с Викторией Красновой. Подобное попадание лишний раз доказывает, что каждая вещь в экспозиции не случайна.

Виолетта Федорова и Зоя Звиняцковская

Многие дизайнеры активно включились в работу и помогали мне с поисками, связывали с клиентами. Кстати, они все помнят своих клиентов, особенно первых. Но ситуации случались разные, кто-то сразу вез вещи, не дослушав даже до конца, кто-то отказывал, а кто-то спрашивал сколько мы заплатим. Для меня такая реакция снова очередным доказательством, что мы движемся правильно и эта одежда действительно отражает менталитет украинского общества в динамике.

[GALLERY id= 161795;]

О выставке

Сразу хочу сказать, что эта выставка – не хронология современной украинской моды. Ее цель – показать с помощью одежды, как менялся менталитет украинцев в течение последних 26 лет. Она – зеркало, отражение нашей жизни. С исторической точки зрения экспозиция может показаться неправильной и безответственной – все буквы здесь перепутаны. Я брала конкретные вещи конкретных дизайнеров в конкретный временной промежуток. Например, на выставке будет экспонат из коллекции Роксоланы Богуцкой 2004 года – я знаю, что этот дизайнер делал в девяностых, чем занимается сейчас – но для общей картинки мне интересен стоп-кадр именно того времени. Вся экспозиция – это эдакий набор стоп-кадров, из которых я делаю альбом.

Наряды Катерины Ющенко от Roksolana Bogutska

Глобально поделена выставка на три временных промежутка, в каждом по два зала. 1991-1997 – это рассказ про формирование новых элит и расцвет авангардной моды, 1997-2010 – это поиск национальной самоидентификации и расцвет украинского гламура, 2010 – наше время – появление нового урбанизма и антигламура как его составной части, а также появление брендов, успех которых измеряется продажами. Отдельный – седьмой зал – будет отдан Майдану и мне кажется, что многие смыслы, которые тогда продуцировал Майдан, отчасти утрачены нашим обществом, размылись. Именно поэтому я хочу их зафиксировать отдельно. И в последнем зале мы говорим об ответственном потреблении. Работаю над выставкой я вместе с Сергеем Мауриным и двумя молодыми архитекторами. У меня в голове есть концепция, но ее нужно правильно оформить. Признаться, я долго искала правильного человека и верю, что у нас все получится.

Читайте также:

Марина Абрамович, Ай Вэйвэй и Дэмиен Херст в Киеве: главные проекты художников

Каким будет Гогольfest-2017

Популярное на VOGUE